НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 2006 году в ДШИ № 19 Санкт-Петербурга по инициативе директора школы А.Ю. Большиянова было открыто первое в городе эстрадно-джазовое отделение, положившее начало профессиональному эстрадно-джазовому образованию для детей. Перед группой специалистов, имевших профильное образование и большую концертную практику, стояла непростая задача – обучить детей, опираясь на современные джазовые методики, которые существенно отличаются от классических методов преподавания. Необходимо было учить импровизировать, жить в музыке «здесь и сейчас».
И двух лет не прошло с момента создания отделения, как родилась идея конкурса, которая сразу же получила поддержку председателя городского комитета по культуре Антона Николаевича Губанкова. Первый конкурс «Мы из джаза» (2010) действительно получился уникальным: участники показали владение инструментом, эрудицию, фантазию и знание теоретических основ, без которых импровизация просто невозможна.
Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Эдуардович Сухенко, учредитель конкурса:
— Этот уникальный конкурс родился и проводится в городе, где изначально складывалась отечественная джазовая школа. Именно в Ленинграде была издана первая книга о джазе на русском языке, здесь же открыт единственный в России джазовый концертный зал – Филармония джазовой музыки. Многие петербургские подвижники и энтузиасты шаг за шагом формировали профессиональную среду для развития джазового искусства в стране. В нашем городе сложились традиции и почва для воспитания молодого поколения джазистов. И конкурс, способный продолжить и развить эти традиции, нам просто необходим. Подобно тому, как теперь свободный джаз обогащается звуками со всего мира, находясь в постоянном движении и смешении культур, так и наш конкурс год от года обрастает новыми регионами-участниками.
Народный артист России Давид Семенович Голощекин,
художественный руководитель конкурса:
— Долгие десятилетия в нашей стране джаз не культивировался как образовательный предмет, многие музыкальные педагоги не знают, что такое джаз, они в этом не виноваты, а в советское время джаз вообще вытравливался. Теперь наступили времена, когда джазу учат. Хотя пока в музыкальных школах еще мало кадров, умеющих преподавать джаз, потому что их не научили этому в консерваториях. Эта проблема образования сейчас понемногу исправляется и в колледжах, и в вузах: в Академии им. Гнесиных образовался целый джазовый преподавательский «концерн», в Петербурге в университете культуры и искусства и музыкальном колледже им. Мусоргского преподают джаз, в Ростове-на-Дону тоже, я знаю. Но нужно еще шире. И главное, появился учитель, который может показать, как нужно исполнять, ведь теоретически джазовому исполнительству не научишь. В джазе живой пример – самый лучший учитель. Здесь нужно заметить, что джазовых музыкантов вообще много быть не может, потому что научиться джазу невозможно, это Божий дар. Но без музыкального образования, без организации мероприятий, подобных этому конкурсу, очень трудно найти талантливых музыкантов, которые только начинают свой путь в джазе. Важно, что посредством конкурса юные музыканты знакомятся с джазом как музыкальным направлением. Такие конкурсы нужно проводить, думаю, это даст большой результат для всех – и для тех, кто учит детей, и для самих детей, из которых, возможно, выйдут будущие звезды.
Заслуженный деятель искусств, профессор СПбГИК, музыковед, джазовый критик Владимир Борисович Фейертаг, председатель жюри конкурса:
— В ряду многочисленных фестивалей и конкурсов, проходящих в Санкт-Петербурге, «Мы из джаза», на мой взгляд, занимает особую нишу. Конкурс не только приобщает детей, подростков и широкую общественность к джазовой музыке, но и популяризирует это замечательное исполнительское искусство и поддерживает учащихся и их педагогов. Конкурс задуман как смотр педагогических достижений в области джаза и является фильтром для выявления лидеров. Поэтому все этапы конкурса проходят в виде увлекательных концертов. Конкурс «Мы из джаза» проводится в Филармонии джазовой музыки и всегда собирает полный зал. Поддерживая традиции джазового исполнительства, он является бесценным опытом по воспитанию музыкантов, способных импровизировать, сочинять музыку, а также становиться партнерами в ансамблях любого стилистического направления.
Директор ДШИ № 19 Антон Владимирович Тизенгаузен,
исполнительный директор конкурса:
— Нам предстоит очень много подготовительной работы перед юбилейным мероприятием. Мы уже сейчас пересматриваем и анализируем материалы прошлых конкурсов, общаемся с ведущими джазовыми музыкантами. Наши ученики участвуют и побеждают в других конкурсах – Gnesin-Jazz, «Джазовая карусель», Trummania, наиболее одаренные ребята задействованы в проекте «Триумф джаза» под руководством Игоря Бутмана. Ведется работа по привлечению действующих музыкантов, теоретиков, историков джаза. Наши преподаватели, члены оргкомитета конкурса проводят открытые уроки, мастер-классы, выезжают на другие фестивали и конкурсы, перенимая положительный опыт проведения подобных мероприятий. И, конечно же, позиционируют наш конкурс как детско-юношескую творческую лабораторию современной джазовой музыки.
А где лаборатория, там и эксперимент, а значит – новое и интересное. Твердо уверен, что «Мы из джаза» уже давно перерос статус городского конкурса, и надеюсь, что в недалеком будущем он станет всероссийским.
Заведующая эстрадным отделом ДШИ № 19 Клементина Муратовна Синеглазова, председатель секции преподавателей инструментов эстрадно-джазового оркестра Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга:
— Для развития ребенку просто необходимо соревнование. Таким соревнованием и является конкурс «Мы из джаза», а наша задача – подготовить участника таким образом, чтобы он чувствовал себя на конкурсе комфортно. Это происходит в двух случаях: если рояль или фортепиано является частью привычной обстановки и предметом обихода с рождения или если ребенок много занимается и «срастается» с инструментом. Обучение джазового музыканта подразумевает именно развитие и тренинг, но ни в коем случае не дрессуру. И конечно, наличие большого слухового опыта: нужно окружить ребенка музыкой и дать возможность слушать классику, джаз, рок, отечественную и зарубежную эстраду. Главное – заниматься импровизацией, и тогда возможность пообщаться друг с другом на джем-сейшене, посредством джазового языка, станет не очередным испытанием, а интересным и увлекательным делом, способным дать импульс дальнейшему развитию. Наш конкурс уже доказал, что это возможно.
…Американский джазовый трубач и вокалист Луи Армстронг как-то сказал: «То, что мы играем, и есть сама жизнь». Конкурс «Мы из джаза» – наглядная иллюстрация того, как можно наполнить эту жизнь творчеством, вдохновением, найти в пронизанных особым драйвом интонациях свою музыку – мгновенную, неуловимую и созидать ее прямо на глазах у слушателей. А значит, долгосрочные душевные, творческие, педагогические инвестиции организаторов конкурса в виде незнающих временных рамок репетиций, непрекращающегося поиска стратегических решений, постоянных переживаний за результат – не напрасны.
На фото А. Тизенгаузен, безвременно ушедший из жизни 18 июня 2017 года
Поделиться: