Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.06.2013
ВСЕЛИСТВЕННЫЙ ВЕНОК

27–29 мая в Санкт-Петербурге прошел Международный фестиваль-смотр фольклорных коллективов высших и средних специальных учебных заведений «Вселиственный венок». Участники мероприятия – студенческие коллективы, сориентированные на сохранение в своем исполнении этнографической точности и диалектно-стилевого своеобразия представляемых песенных и хореографических традиций различных районов России, Беларуси и Украины.

Фестиваль организован преподавателями кафедры этномузыкологии и сотрудниками Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова совместно со специалистами Дома молодежи Василеостровского района в рамках реализации программы «Толерантность» («Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы»). Концерты проходили в Голубом зале Дома молодежи Василеостровского района. Замечательная акустика, отсутствие сценических подмостков позволило выступающим стать ближе к зрителям, общаться с ними в тесном контакте. Одной из тенденций в представлении концертных программ стало использование дополнительного визуального ряда, демонстрируемого на экране.

Выступление фольклорно-этнографического ансамбля Российской академии музыки им. Гнесиных (рук. С.Ю. Власова) сопровождалось показом картин русских художников. Поэтические и музыкальные образы песен Брянской области дополняли художественные краски видеоряда, соединяясь в единое действо.

Иллюстрациями к выступлению фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (рук. Г.В. Лобкова) послужили фотографии и рисунки, выполненные в экспедиции. Лирические песни Устьянского района Архангельской области звучали особенно проникновенно в соединении с прочитанными отрывками, полными искренности и душевного тепла, из дневника участницы экспедиций 1978 года Натальи Светличной.

Для более наглядного и достоверного представления жнивных обрядов участники ансамбля русской народной песни «Очелье» Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова (рук. В.В. Кагазежева) вынесли на сцену снопы и взялись за серпы.

Не только песня, но и народное художественное слово звучало на фестивале. Украшением программы фольклорного ансамбля Вологодского государственного педагогического университета (рук. Г.П. Парадовская, О.А. Федотовская и О.Я. Рейма) стала сказка «Морозко», рассказанная одной из участниц. И вологодский, и псковский коллективы сопровождали выступление комментариями, произнесенными на местном диалекте.

Разнообразие форм традиционной народной культуры Удмуртии представил фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган» Удмуртского государственного университета (рук. И.В. Пчеловодова, В.В. Студитских). Прозвучали уникальные удмуртские напевы-крези, наигрыши на флейтах и кубызе (инструменте, подобном скрипке). Зрителей поразило мастерство исполнения удмуртских народных танцев, а также игры на гармонике.

Многие коллективы продемонстрировали высокий уровень певческого мастерства. Фольклорно-этнографический ансамбль «Новая деревня» Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина (рук. О.Г. Сидорская) пел сибирские многоголосные песни разных жанров слаженно и стройно, вызывая искренний отклик у слушателей. Фольклорный ансамбль «Древица» кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств (рук. Т.И. Молчанова) мастерски исполнил удивительные по красоте песни южнорусского села Большебыково. Для более детального изучения традиции своего региона воронежцы используют многоканальные записи песен.

В фестивале приняли участие коллективы с многолетней историей, в их числе – фольклорный ансамбль «Лебедь белая» Пермского музыкального колледжа (рук. Ж.Г. Никулина и Л.С. Соколова). Визитной карточкой коллектива являются жанры хореографического фольклора. В концертах были представлены хороводные и плясовые песни Пермской области, в том числе восстановленные по архивным записям.

Участвовать в фестивале решились и начинающие. Первые опыты освоения песенных традиций Белгородской области представил фольклорный ансамбль Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (рук. А.М. Демидова). В отличие от других учебных заведений страны, в этом учебном заведении нет отделения этномузыкологии, поэтому в состав ансамбля входят студенты-теоретики, не получающие специальной вокальной подготовки, что сказывается на качестве исполнения народных песен.

Благодаря участию в фестивале представителей Беларуси и Украины у публики и участников появилась замечательная возможность почувствовать своеобразие народных белорусских и украинских песен. Фольклорный коллектива «Квецень» Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (г. Минск) представляла его руководитель Анастасия Некрасова. Ее мастерство пения смогло передать публике особое настроение и глубокие образы народных белорусских баллад. Фольклорный ансамбль «Многая лета» Киевского национального института культуры и искусств (рук. А.Н. Коропниченко) познакомил слушателей с духовными песнопениями, а также лирическими песнями разных регионов Украины.

На фестиваль приехали и специальные гости – народный фольклорный коллектив «Кеврольские жёнки» (с. Кеврола Пинежского района Архангельской области, рук. Л.А. Смоленская) и фольклорный ансамбль «Seluona» Зарасайского центра культуры (г. Зарасай, Литва, рук. Римуте Витайте). Народные исполнители из с. Кевролы показали старинные пинежские хороводы, и даже, несмотря на свой преклонный возраст, сплясали кадриль. Гости из Литвы познакомили зрителей с уникальным жанром сутартинес – песнями, исполняемыми каноном, которые включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В завершение фестиваля все его участники пошли в хоровод (два огромных круга двигались в разные стороны) и исполнили песню «Лиственный мой венок», записанную А.М. Мехнецовым в 1967 году в селе Воронина Пашня Томской области. Этот троицкий хоровод уже много лет объединяет разные поколения участников фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории. Простой и трогательный напев подхватили все, и он наверняка запомнится участникам фестиваля, ставшего настоящим праздником фольклора.

«Отечественная этномузыкология: история, теория, практика»

Одновременно с фестивалем в Санкт-Петербургской консерватории проводилась научная конференция. Свои доклады читали студенты и аспиранты, обучающиеся по специальности «этномузыкология» в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях, Вологодском педагогическом университете и Воронежской академии искусств. За два дня работы конференции прозвучало около 30 докладов. Несмотря на то, что все докладчики только начинают свой исследовательский путь, уровень конференции оказался весьма высоким. Многие сообщения отличались новизной и актуальностью проблематики. Все доклады сопровождались показом экспедиционных аудио– и видеоматериалов, красочных фотографий хранителей традиционного фольклора – жителей сел и деревень. Примечательно, что участники конференции использовали не только образцы песен и наигрышей, хранящиеся в архивах, но и записи, сделанные в результате собственных экспедиционных поездок.

Работа конференции протекала в нескольких секциях: страницы истории этномузыкологии; музыкальный фольклор в системе ритуала; вопросы изучения песенно-хореографического фольклора и инструментальной музыки; лирические песни – стилистика, структура, содержание; изучение локальных традиции; композитор и фольклор.

Историческая проблематика была затронута в двух докладах – один из них связан с историей изучения и собирания детского фольклора Вологодской области (О.Я. Рейма, ВГПУ), другой представлял архивные материалы, записанные в Заонежье в 1926 году и хранящиеся в Институте русской литературы РАН (К.Ю. Наумова, СПбГК).

В рамках темы «Музыкальный фольклор в системе ритуала» прозвучали доклады, посвященные обрядовым жанрам народной традиционной культуры: святочным песням, связанным с обходами дворов, именуемым в северно-русских традициях виноградьями (Е.С. Черменина, СПбГК), формам весенне-летнего календарного цикла (Н.Г. Сизова, СПбГК). Ряд сообщений был связан с изучением свадебного обряда и сопровождающих его музыкальных жанров, записанных в разных областях России (М.В. Михайлова, Е.К. Гущина, Е.А. Ичетовкина – СПбГК; А.С. Соколова, ВГПУ).

На конференции были представлены и результаты исследований инструментальной музыки. В рамках данной проблематики прозвучал доклад И.Е. Белоусова (СПбГК), посвященный исполнительскому стилю балалаечников Новгородской области. Интересным оказалось сообщение, раскрывающее систему игры на цууре, – монгольской продольной флейте (Содгэрэл Туваанжав, СПбГК). Внимание ряда начинающих исследователей привлекли наигрыши «под язык» – особый вид имитаций инструментальных наигрышей, встречающийся в разных региональных традициях России (Е.В. Долматова, СПбГК, А.Н. Швецова, ВГПУ). Не остались за рамками исследований и песенно-хореографические традиции, представленные хороводными и плясовыми песнями Кировской области (А.В. Давыдова, СПбГК), праздничными хороводами усть-цилёмской «Горки» (М.Д. Антонова, СПбГК), многофигурными плясками-кадрилями, записанными на Вологодчине (А.М. Федотовская, ВГПУ).

На отдельном заседании обсуждались вопросы изучения протяжных лирических песен, что говорит о повышенном интересе к данной теме среди молодых исследователей (Е.А. Коротаева, Е.Ю. Баскакова, Е.И. Багринцев, К.М. Руденченко – СПбГК; А.В. Ефанова – МГК). Большое количество докладов было посвящено проблемам исторической и стилевой характеристики лирических песен, в том числе – песен с историческими сюжетами (М.Н. Шейченко, СПбГК) и с текстами литературного происхождения (М.В. Тихонова, ВГАИ; Д.Б. Кобелева, СПбГК).

Традиционная для этномузыкологии тема исследования региональных локальных традиций была отражена в докладах, посвященных музыкальным традициям Устьянского района Архангельской области (Я.В. Парадовский, СПбГК) и Суджанского района Курской области (С.А. Филонович, ВГАИ).

В заключение конференции прозвучал доклад Е.В. Долматовой (СПбГК), раскрывающий на примере хорового концерта С.М. Слонимского «Тихий Дон» тему преломления фольклорных произведений в композиторском творчестве.

Общение докладчиков, их научных руководителей, слушателей конференции получилось очень ярким и запоминающимся. Большое количество вопросов, заданных докладчикам, позволило задуматься о перспективах и методах дальнейших исследований в области этномузыкологии.


На фото ансамбль Чипчирган

К. МЕХНЕЦОВА, М. ШЕЙЧЕНКО

Автор:
Автор 3390

Поделиться:

Наверх