Мир наивно-возвышенных и беззаботно прекрасных эмоций подарила слушателям оперная музыка французского барокко. Такой была программа под названием «Сад господина Рамо», представленная в Москве 23 октября на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского французским ансамблем «Цветущие искусства» во главе с Уильямом Кристи и солистами существующей при ансамбле Академии молодых певцов «Сад голосов».
Погружение в изысканно-утонченное звучание тандема коллективов из Франции принесло незабываемое ощущение умиротворенного просветления и блаженного покоя. Несмотря на то, что в название программы было вынесено имя Ж.-Ф. Рамо, в нее вошли сочинения и других французских композиторов. Исполненные фрагменты оперных произведений (арии, ансамбли, хоры, инструментальные номера) выстраивались в цепочку, звенья которой – где-то в большей, где-то в меньшей степени – неожиданно оказывались драматургически связанными. Открывали вечер фрагменты оперы М.П. де Монтеклера «Иевфай» (1732), в которых фигурируют аллегорические персонажи, а основное внимание сосредоточено на соло богини Венеры.
Идиллию любви, молодости и наслаждений жизни продолжили номера из оперы Рамо «Гирлянда» (1751), в которых мы имели возможность познакомиться с мечтательно-романтическим персонажем по имени Миртиль. Далее из опер «Умирающий Геркулес» (1761) А. Доверня и «Ипполит и Арисия» (1733) Рамо исполнялись арии соответственно Иолы и Арисии (по одной из каждого опуса). Следующей «музыкальной остановкой» стала поэтическая кантата «Не спою вам ничего» Николя Рако де Грандваля. Первое отделение завершили три арии весьма любвеобильного персонажа по имени Зербино из оперы-балета Доверня «Венецианка» (1768) и замечательная жанровая подборка из оперы К.В. Глюка «Исправленный пьяница» (1760), в которую были искусно вплетены два канона Рамо («О нет, не смейтесь! Давайте плакать!» и «Просыпайся, соня!»).
Второе отделение открыл большой и наиболее цельный фрагмент из первого акта («Франция») оперы-балета А. Кампра «Галантная Европа» (1697). В этой пасторали повествуется о неком Сильвандре, который охладел к своей возлюбленной Дориде, – теперь предметом его страсти стала Кефиза. Вниманию публике были последовательно предложены несколько арий четырех действующих лиц и хор «Прелестная пастушка».
Завершила программу подборка эпизодов из опер Рамо. Она открылась музыкой оперы-балета «Праздники Гебы» (1739): из ее первого акта «Поэзия» прозвучали ария Реки с хором, дуэт Наяды и Ручья, речитатив Сапфо и ариетта Ручья. Затем – развернутые фрагменты из оперы в жанре лирической трагедии «Дардан» (1739). После нее – немного музыки из оперы-балета «Галантные Индии» (1735) и оперы «Паладины» (1760). Первое сочинение было представлено квартетом «О, нежная любовь», а второе – ариеттой «Влюбленные, скорее поспешите!». В увлекательном путешествии по страницам французской барочной оперы финальную точку поставили три фрагмента из оперы-балета «Сюрпризы Амура» (1748–1753): выход кротониатов, речитатив Астоля, а также ария с хором «Воспойте же победу».
…Детали сюжетных коллизий, имена и действия оперных персонажей – все это было и осталось для публики концерта окутанным экзотическим флером таинственности и неизвестности. Но это совершенно неважно. Главное то, что уникальная программа раскрыла для нас неповторимый аромат французской барочной оперы, краеугольный камень которой – отнюдь не феерическая виртуозность, характерная для итальянского барочного стиля, а повышенное внимание к чувственной кантилене, полутонам и отделке вокальных нюансов.
Барочный оркестр Уильяма Кристи выступал с секстетом солистов академии «Сад голосов», созданной дирижером в 2002 году. Это Даниэла Скорка (сопрано, Израиль), Эмили Ренар (меццо-сопрано, Великобритания), Бенедетта Маццукато (контральто, Италия), Закари Уайлдер (тенор, США), Виктор Сикар (бас-баритон, Франция) и Сирил Костанцо (бас, Франция). Каждый из певцов, обладая отменно развитым чувством барочного стиля при наличии небольших, но хорошо поставленных, пластически податливых голосов, возможно, и не претендует на лавры оперных звезд, способных выстроить свою сольную индивидуальную карьеру. Однако вместе они являют то заветное ансамблевое целое, в обретении которого огромную роль играет не только «музыкальное шаманство» Уильяма Кристи, но и весьма благодатная работа Софи Данеман и Пола Агню, постановщиков-драматургов представленной программы. Концептуальная идея проекта под названием «Сад господина Рамо» полностью себя оправдывает: хотя бы раз в жизни побывать в подобном саду изысканных музыкальных наслаждений определенно стоит!
Поделиться: