АРХИВ
31.05.2017
ИСКРЕННОСТЬ И ТЕПЛОТА КАК ЧЕРТЫ СТИЛЯ
Захватывающе интересная музыка, высокий уровень ее исполнения и по-­хорошему «наэлектризованный» зал – таким был авторский вечер Игоря Еварда в московском Музее С.С. Прокофьева

Авторский концерт – важное событие для любого композитора: веха на творческом пути. В жизни Игоря Еварда путь этот весьма необычен и заслуживает отдельного рассказа.

Будущий музыкант вырос в шахтерском городке Солигорске, в Белоруссии, окончил Ленинградский горный институт, работал в шахте, поднимался в горы в качестве спортивного инструктора. Позднее в Смоленске и Москве центр его жизненных интересов переместился в направлении музыки и философии культуры; получив высшее образование как дирижер оркестра, он создал ансамбль, которым долгое время руководил, преподавал игру на гитаре, работал музыкальным журналистом, ведущим на радио, получил ученую степень «кандидат философских наук»… – поразительное разнообразие деятельности! При этом внушителен и композиторский багаж: симфоническая поэма памяти жертв фашизма «Таборная гора» и симфоническая фантазия «Числа на песке», «Смоленская сюита» для кларнета и камерного оркестра, две сюиты для струнного оркестра, три струнных квартета, вокальные циклы и камерные ансамбли. Как композитор И. Евард лишь в зрелые годы прошел академическую выучку – под руководством Ефрема Подгайца. Но, придя учиться, уже имел награды композиторских конкурсов.

Музыка Игоря Еварда рождает ощущение свободы, смелости быть самим собой, не оглядываясь на «актуальные» тренды мейнстрима. В наше время композиторам стало привычнее говорить о «надчеловеческом» и космическом или – в противоположность – о бессознательном и неодушевленном, чем об эмоциях и чувствах. Парадоксально, но выражение душевных движений нередко воспринимается как трюизм. В этом смысле И. Евард идет против течения, не боясь быть эмоционально открытым, искренним. Это чувствуют и ценят его исполнители. Подтверждение – слова организатора концерта, пианистки Марии Егоровой: «Мы взрослеем, и наша душа закрывается. Мы не можем быть искренними, как раньше, открыть свои чувства. Все это – искренность, теплота – есть в музыке Игоря. Он не боится отдать свое, раскрыться. И когда я играю его музыку, у меня такое ощущение, что я держу в руках его сердце». Близко этому говорит о музыке Еварда и Ефрем Подгайц: «Это музыка, написанная сегодня. Но она написана живым человеком, живым языком, понятным и исполнителю, и слушателю. Музыка, идущая от сердца к сердцу».

На слух она – захватывающая, спонтанная, но при взгляде в ноты простота оказывается обманчивой. Нет, она весьма непроста, она полновесна с точки зрения композиторской техники, ее архитектоника рационально продумана. Соответствуя ее духу, сбалансированной и яркой была и программа концерта, построенная на контрастном чередовании инструментальных и вокальных пьес.

Инструментальные: масштабный, напряженный в своем развитии, выразительный в острых интонационных и ритмических контурах Квинтет для скрипки, виолончели, кларнета, флейты и фортепиано, элегически утонченная Соната для скрипки и фортепиано и остроумно-изобретательный, полифонически изощренный и одновременно обаятельно-забавный Дуэт для флейты и фагота (виртуозное финальное «Скерцо буги-вуги» повторили на бис). Вокальная часть программы: четыре романса: «Есть речи», «Ангел», «Молитва» и «В минуту жизни трудную» из цикла «Внимая звукам» на слова М. Лермонтова и в завершение вечера – тонкий в передаче испанского колорита цикл на стихи Ф. Гарсиа Лорки «Лагуна белых роз». Последний романс «Танец» (на мой взгляд, не уступающий «Испанским песням» Шостаковича) был бисирован.

Важнейшее качество музыки И. Еварда в целом – энергетическая заряженность, устремленность звучащего потока. Это впечатление создается «подъемными», направленными вверх мелодическими линиями и непрерывной остинатной пульсацией, аккумулирующей в себе энергию. Интенсивность тока особенно усиливается в финальных разделах инструментальных сочинений, где партии солистов объединяются в октавных унисонах, что сообщает камерному письму «оркестральность». Замечательным качеством музыки Еварда является тонкость тембровых сочетаний в духе ассонансов. Квинтет дает особенно выразительные примеры: сопоставления сходных по звучанию фортепиано и дуэтов флейты и кларнета или скрипки и кларнета в «равно высоких» регистрах (I часть) или «подсвечивание» тянущимися звуками духовых и струнных арпеджио фортепиано (II часть).

Ощущению ясности композиторского мышления Игоря Еварда способствуют интуитивно узнаваемые ориентиры, и среди них – традиционные жанры: токката, ноктюрн, вальс и другие. А еще – легко улавливаемые барочные и романтические «идиомы» или, как в вокальном цикле на стихи Лорки, типично испанские мотивы. Интересен и гармонический язык. Гармония кажется простой, диатонической, но в реальности она более сложная, насыщенная, выходящая за пределы тональности – вплоть до элементов свободной двенадцатитоновости и кластеров (финал Скрипичной сонаты).

Интерпретации сочинений И. Еварда были по-настоящему вдохновенными. Большинство музыкантов – артисты БСО им. П. Чайковского: М. Амбарцумян (скрипка), С. Булгадарян (виолончель), А. Мойсеенко (кларнет), В. Фисейская (флейта), А. Сильвестров (флейта) и М. Шиленков (фагот). Партию фортепиано в Квинтете исполнила лауреат международных конкурсов Л. Шувалова. Удачей для композитора стало участие в концерте дипломантки XI Конкурса Чайковского скрипачки Е. Ревич и лауреата международных конкурсов пианистки М. Егоровой. Наконец, отдельно отмечу темпераментную и вместе с тем тонкую интерпретацию вокальных сочинений лауреатом международных конкурсов, солисткой МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Н. Петрожицкой. Браво!..

Поделиться:

Наверх