12 января на сцене Концертного зала Мариинского театра прошел концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса
Приехавший со специальной программой в Северную столицу из Екатеринбурга коллектив – единственный среди оркестров всех российских городов получил право представить серию концертов в Мариинке. И это не просто вежливый жест Валерия Гергиева, некогда начинавшего свою трудовую деятельность в Свердловской филармонии. Сегодня УАФО способен дать фору многим столичным коллективам. Два года назад уральцы уже выступали со своим абонементом в Петербурге – на этой же сцене и собирая полный зал. Удавшийся эксперимент было решено повторить.
Первый концерт Уральского филармонического в этом сезоне прошел в ноябре, а заключительный состоится в марте, когда за пульт вместо Дмитрия Лисса встанет сам маэстро Гергиев. Особенностью каждого абонементного вечера является приглашение солиста, с которым Свердловская филармония постоянно сотрудничает. Так, в ноябре таким приглашенным лицом был пианист Борис Березовский, блестяще сыгравший Фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Теперь же с оркестром выступил великолепный скрипач Сергей Крылов, чья интерпретация Первого скрипичного концерта Дмитрия Шостаковича стала одним из сильных впечатлений сезона.
За свой недолгий век стены Концертного зала Мариинки уже не раз были свидетелями музыкальных откровений, и то, что сотворили Сергей Крылов вместе с Дмитрием Лиссом, – одно из них. Сложнейший опус Шостаковича прозвучал удивительно пронзительно и глубоко. Сорок пять минут музыки пролетели на одном дыхании, чувствовалось, что дирижер детальнейшим образом проработал партитуру и выстроил концепцию, в которой двум медленным частям – веющему холодом смерти Ноктюрну и трагически-торжественной Пассакалии – противостояли инфернальное Скерцо и неистовая Бурлеска. Сергей Крылов проживал каждую интонацию и находился в полном контакте с оркестром, составляя с музыкантами единое целое. Особенно сильным у скрипача получился переход к финалу, развернутая сольная каденция, в которой артист словно стал оголенным нервом, передавая всю мучительную боль и одновременно невероятную красоту музыки Шостаковича.
Вместе с Шостаковичем-трагиком в программе были представлены и сатирические страницы музыки композитора. В открывших концерт трех озорных номерах из балета «Золотой век» УАФО показал свои выразительные возможности, идя за дирижером, который словно рисовал оркестровыми красками остроумные шаржи. (Особенно запомнилось изящное соло ксилофона из знаменитой «Польки».)
Однако в еще большей мере продемонстрировать и красочность, и мощь уральцы смогли в заключительном номере программы – хореографической поэме «Вальс» Мориса Равеля. В этом поэтическом полотне, так же, как и в концерте Шостаковича, Дмитрий Лисс все продумал до мельчайших деталей и держал внимание публики от первых скользящих шорохов в нижнем регистре до заключительного неистовства оркестрового тутти. Получилось действительно захватывающее действо, в котором танец был подобен жизни, ее возникновению, развитию и смерти в ослепительном пожирающем пламени.
«Вальсу» Равеля предшествовала философская лирика Оливье Мессиана – его ранние «Четыре оркестровые медитации», которые и по сей день звучат свежо и остро. Общая драматургия этого опуса была выстроена от сурового, холодного звучания медных духовых («Величие Христа, молящего Отца прославить Его») к теплому, матовому у струнных («Молитва Христа, восходящего к Своему Отцу»). Дирижер верно передал особенности мессиановского оркестрового письма, «включая» и «выключая» тембры, словно это были регистры гигантского органа. Особенно удачным вышел заключительный номер с пульсирующим «светом», переданным в звучании скрипок и виолончелей, сливающихся в молитвенном унисоне.
Поделиться: