Созданный три десятилетия назад ансамбль «Благовест» состоялся как коллектив, который эталонно исполняет и популярное, и редкое из наследия русской церковной музыки. Коллектив не раз одаривал публику российскими и мировыми премьерами, сделав немало в деле возвращения в активную музыкальную практику незаслуженно забытых произведений и даже целых композиторских пластов (например музыки русской эмиграции). Но не менее значимы достижения ансамбля в освоении европейской музыки. В его репертуаре, например, – высокие образцы католической музыкальной традиции, духовные песнопения протестантов, негритянские спиричуэлс.
Именно с западной программы «Благовест» начал новый сезон, объединив в одном концерте творчество Моцартов: отца Леопольда и сына Вольфганга Амадея. Обычно мы говорим о гениальности сына и снисходительно улыбаемся в адрес отца. Но, как напомнил ведущий вечера, роль Леопольда в становлении Вольфганга была колоссальна, и как человек, сумевший рассмотреть и развить в своем ребенке необыкновенные задатки, обучить, воспитать и сформировать его от и до, Леопольд по-своему гениален. Кроме того, он был талантливым композитором и выглядел вполне достойно на фоне коллег-современников. В его произведениях есть и мелодическое изящество, и прекрасное чувство формы, и вкус, и легкость письма. То, что Леопольд не реализовался так, как мог бы, не снискал славы Доменико Скарлатти или Иоганна Адольфа Хассе, говорит вовсе не о недостатке таланта: скорее – о нехватке времени в силу разных обстоятельств, в том числе семейных, заставлявших его больше, чем собственным творчеством, заниматься устройством будущности собственного сына.
«Благовест» представил лучшие из сочинений отца и сына, написанные для хора с солистами, дав возможность сравнить между собой два дарования. В хронологическом порядке первыми были исполнены избранные фрагменты Мессы до мажор Леопольда Моцарта: Kyrie, Credo и Agnus Dei. В этой светлой, благостной, одухотворенной музыке талант Моцарта-отца – прежде всего, мелодический – явился во всем своем блеске. В общем строе звучания угадывалось то, что позднее расцветет пышным цветом в творчестве Моцарта-сына, и слушателям была очевидна преемственность и в одаренности, и в школе, и в эстетике, несмотря на то, что отец и сын во многом творили уже в разные эпохи.
Далее прозвучали фрагменты сочинений Вольфганга Амадея: «Коронационной мессы» и Реквиема (Lacrymosa, Hostias, Agnus Dei). Приподнятый характер первого сочинения во многом продолжал идеи старшего Моцарта, в то время как молитвенный и печальный настрой второго контрастировал обеим мессам.
В сочинениях обоих Моцартов «Благовест» сумел показать свои лучшие качества – прежде всего, владение так называемым европейским стилем. Роскошный «русский звук» – большой, яркий, маслянистый – коллектив умеет прибрать и сделать адекватным задачам австрийской музыки XVIII века. Вместе с Галиной Кольцовой, своим основателем и бессменным руководителем, чутко реагирующий на ее посылы коллектив успешно добивается музыкально-эстетической, стилистической достоверности исполнения. Отдельно стоит упомянуть отличную выучку солистов хора, звучавших красиво и умело и в сольных, и в ансамблевых номерах. Это сопрано Ангелина Никитченко, меццо Диана Шнурова, тенор Анатолий Богомолов и баритон Анатоли Буслаков. Прекрасный аккомпанемент коллективу обеспечивал концертмейстер Алексей Нестеренко.
Поделиться: