Три произведения Бетховена - Увертюра «Эгмонт», Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Симфония № 5: с такой программой 24 апреля в Большом зале Московской консерватории выступил Ярославский академический симфонический оркестр. Дирижер – Эдуард Дядюра. Солист – народный артист России Юрий Розум. Это было второе за сезон выступление оркестра в Москве. Оно завершило проект, который посвящался 1000-летию Ярославля и включал в себя две программы и четыре концерта – соответственно, два в Москве и два в Ярославле. Первой программой, представленной москвичам в феврале, отмечалось 170-летие со дня рождения Чайковского, а нынешняя вторая напоминала о еще более крупном юбилее года – 240-летии со дня рождения Бетховена. Идея проекта, равно как и его полное осуществление с художественной и организационной сторон – целиком заслуга маэстро Дядюры. После концерта, прошедшего с огромным успехом, Эдуард Дядюра дал интервью главному редактору газеты «Играем с начала» Игорю Еварду.
- Хочу начать с поздравлений. Честно говоря, я потрясен вашей мануальной техникой! Нечасто, наверное, можно встретить такой точный дирижерский посыл и, что крайне важно с дирижерской точки зрения, найти такой тонкий отклик у музыкантов.
- Спасибо. Мне выпало счастье учиться у Юрия Ивановича Симонова. Затем четыре года я был вторым дирижером его оркестра – Академического симфонического оркестра Московской филармонии, трижды бывал на его мастер-классах в Будапеште. В общем, старался быть рядом, впитывать от своего профессора все, что он может дать, и вот результат - вы говорите, что у меня хорошая техника. Это благодаря моему выдающемуся педагогу.
- У меня также самые приятные впечатления от оркестра - точная интонация, великолепный темброво-динамический баланс.
- Оркестр хороший! Я как дирижер получил огромное удовольствие от нашей работы, в том числе репетиционной, доволен и ее результатом. К счастью, музыканты были готовы именно к серьезной работе. Удалось убедить их, ввести в состояние, в котором они всецело отдавались музыке. Все трудились, не было ни одного безразличного музыканта. Обычно, знаете, бывает, что сидящие на последних пультах не играют, а подыгрывают. Здесь же, повторю, работали все. Я попросил: «Друзья, мы все вместе должны создавать музыку!» Пересаживал музыкантов на репетиции, менял местами. Того, кто сидел на последнем пульте, пересаживал на передний. Для них это был шок! Говорил, что завтра будут меняться другие, и тогда они начинали заниматься дома, потому что никто ведь не хочет выглядеть слабо. Группу контрабасов я настроил таким образом, что три дня подряд они собирались на репетицию на час раньше и самостоятельно работали, готовясь к поездке в Москву. Их ответственность была велика, каждый понимал значимость этого концерта.
У этого оркестра большой потенциал. Я с ним уже шестой раз выступаю и вижу, как растет его уровень. Жалко, что коллектив не выезжает на зарубежные гастроли - он достоин того, чтобы представлять Россию, и способен покорить самые лучшие залы!
- Вы работаете со многими оркестрами. Интересно, есть ли у вас некая неизменная концепция поведения, с которой вы приходите в совершенно разные оркестры?
- С каждым годом, по мере того, как набираешься опыта,
- Есть ли у вас, как это принято говорить, собственные секреты дирижерского мастерства?
- Мои дирижерские «секреты» - это, во-первых, мануальная техника, понятная музыкантам. И тогда сразу же наполовину сокращается путь взаимопознания оркестра и дирижера. Во-вторых, хотя, может быть, и самое главное – это установление железной дисциплины. В-третьих, это личное обаяние, харизма, энергетика, эмоциональный посыл. Наконец, требование самоотдачи. Надо, чтобы каждый музыкант отдавался музыке, каждый! КПД должен быть очень высоким.
- А как вы раскрываете резервы в людях?
- Не знаю, как-то удается… Дирижер, на мой взгляд, должен быть психологом, педагогом и даже… психотерапевтом.
- Насколько досконально вы изучаете партитуру до первой репетиции?
- Я никогда в жизни не выйду к оркестру на репетицию, не подготовившись. Взгляните на мою партитуру: все обозначено - нюансировка, динамические линии, форма и т.д. Первый человек, который должен знать музыку, это дирижер. Он проводник между композитором и оркестром. Его задача – без нарушений воспроизвести стиль, традиции соответствующей эпохи, пропустить музыку через себя и самое главное, донести до публики замысел композитора. Для этого дирижер должен знать материал «на все сто», а не так: прибежал-посмотрел-
- На вашем концерте, как я убедился, публика все поняла. Не дежурные были аплодисменты - принимали вас с искренним восторгом.
Самые положительные впечатления от Ярославского академического симфонического оркестра под управлением Э. Дядюры остались и у Юрия Розума, и у присутствовавшего на концерте народного артиста России, профессора Московской консерватории Р.О. Багдасаряна.
Ю.Розум:
- Мы невероятно сдружились с Эдуардом Дядюрой, и мне было очень приятно выступить с ним и с ярославским оркестром - нас замечательно слушали, и я постоянно чувствовал контакт и с музыкантами, и с публикой. Ярославский оркестр я знаю давно, считаю, что сегодня он находится в великолепной форме.
Р.О. Багдасарян:
- Я как один из старейших музыкантов с большим опытом имею право субъективно судить и скажу, что получил огромное удовольствие от концерта. Дядюра – потрясающий дирижер. Оркестр – замечательный. И их выступление по своему уровню намного превосходит многие концерты, которые с помпой проходят в Большом зале консерватории. Я в восторге!
Поделиться: