Среди учащихся Московской Детской школы искусств имени М.А.Балакирева большой популярностью пользуется образовательная программа «Музыкальное моделирование». Она построена на основе новой методики обучения, уже получившей высокую оценку ряда научно-практических конференций. Автор методики - Эдуард Рубенович Дарчинянц, возглавляющий в школе Отдел компьютерной музыки. Убежденный последователь Балакирева в области творческой музыкальной педагогики, Эдуард Рубенович считает, что сегодня музыкальный педагог в своей деятельности не может игнорировать достижения музыкально-информационных технологий и просто обязан использовать их в той или иной мере в своей педагогической практике. Методика Дарчинянца – это новый «ключ» к выявлению и начальному развитию творческих музыкальных способностей у так называемого обычного ребенка. Предлагаем вниманию читателей беседу с Эдуардом Рубеновичем Дарчинянцем. Наш первый вопрос: что привело его к новому взгляду на традиционную схему музыкального образования?
- Я закончил консерваторию как пианист, затем работал в качестве преподавателя фортепиано и довольно скоро понял, чего в принципе не хватает нашей системе образования: развития творческих начал. На мой взгляд - и здесь я нахожу поддержку во многих специальных исследованиях, - школа, училище, консерватория развивают не столько творческие начала, сколько исполнительские навыки (исключая, наверное, лишь композиторский факультет). Я погрузился в изучение разнообразной специальной литературы и, окончательно убедившись в необходимости нового подхода к обучению детей, стал разрабатывать собственную методику. В частности, одним из примеров для меня были методы художественного образования – точнее, воспитания юных художников. Так, как начинающего живописца обучают «говорить языком краски», так же и любого юного музыканта можно научить свободно общаться на языке музыки, выражая и зрительные образы, и психологические переживания.
- Вы считаете, что традиционное овладение той или иной исполнительской специальностью недостаточно развивает творческие способности ребенка?
- Исполнительство - безусловно, род творческой деятельности, но оно не является собственно
- Можно ли говорить, что в основе вашей методики - балакиревский подход?
- Не совсем так. Когда, уже разработав свою методику, я участвовал в создании музея Балакирева в нашей школе, я вплотную познакомился с творчеством этого музыканта и с исследованиями о нем и понял, как много общего между педагогической позицией Балакирева и убеждениями, к которым я самостоятельно пришел. Ведь самое важное - чтобы ученик раскрылся и понял: музыкальный язык, ноты, партитуры – все не так уж сложно и главное – вовсе не это, главное - Музыка, зашифрованная в той или иной нотации.
Мой принцип таков. В качестве основы я предлагаю ученику обычный звук со всеми его параметрами и свойствами и через элементарные, часто звукоподражательные приемы предлагаю выразить нечто свое: что-то изобразить или изобрести, а может быть, поделиться чем-то личным. Инструментом является синтезатор с его возможностями ансамблевых, оркестровых, препарированных и иных звучаний. Сначала мои ученики начинают между собой «разговаривать», общаться на спонтанно рождающемся языке музыкальных образов, а потом с помощью компьютера мы выстраиваем это общение в некие композиции, называемые мною «гротесками», и объединяем в музыкальное целое – создаем, как я говорю, «единства».
- Вы убеждены, что развитие музыкальных способностей должно базироваться на широком использовании компьютерных технологий. Но тысячи нынешних преподавателей музыки продолжают пользоваться традиционным инструментарием. Наличие компьютера принципиально для того, чтобы освоить вашу методику?
- Сегодня все человечество
Сейчас наша школа заключает договор с Институтом музыки имени Шнитке, где будет вводиться в качестве факультатива «Музыкальное моделирование». А потом, возможно, откроется и новая специализация в этом направлении, чтобы молодежь могла учиться и дальше. Получается, мы занимаемся тем, что реформируем с помощью начального звена среднее и высшее.
- В чем главная идея «музыкального моделирования», на кого рассчитан Ваш предмет, какие требования предъявляет к способностям учащихся?
- «Музыкальное моделирования»
Для гармоничного развития способностей ребенка, я считаю, достаточно 10-15 минут в день «разговаривать» на «собственном музыкальном языке». Но дети настолько увлекаются, что занимаются гораздо больше.
- А что бы Вы посоветовали тем родителям, которые еще не определились, пойдут ли их дети учиться музыке дальше?
- Эта методика очень полезна всем – в том числе и детям, которые собираются
- Что необходимо сделать педагогам, заинтересовавшимся Вашей методикой?
- Нужно прежде всего обратиться в Московскую Детскую школу искусств имени Балакирева. Кроме того Государственный Народный университет искусств совместно с нашей школой проводит семинары для преподавателей и директоров музыкальных школ. К нам приезжали из многих регионов России, знакомились с нашей методикой. И все, кто этим желает заниматься, успешно занимаются. В частности, недавно получили отзыв от Павла Михайловича Гущенкова – директора Детской школы искусств города Курильска, что на острове Итуруп: он брал у нас программу и ввел музыкальное моделирование в своей школе.
- Должен ли преподаватель, например, фортепиано, вначале освоить компьютер и синтезатор, чтобы преподавать Ваш предмет?
- Синтезатором пианисту
Поделиться: