АРХИВ
01.11.2003
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДВИЖЕНИЕ НАВСТРЕЧУ

Среди учащихся Московской Детской школы искусств имени М.А.Балакирева большой популярностью пользуется образовательная программа «Музыкальное моделирование». Она построена на основе новой методики обучения, уже получившей высокую оценку ряда научно-практических конференций. Автор методики - Эдуард Рубенович Дарчинянц, возглавляющий в школе Отдел компьютерной музыки. Убежденный последователь Балакирева в области творческой музыкальной педагогики, Эдуард Рубенович считает, что сегодня музыкальный педагог в своей деятельности не может игнорировать достижения музыкально-информационных технологий и просто обязан использовать их в той или иной мере в своей педагогической практике. Методика Дарчинянца – это новый «ключ» к выявлению и начальному развитию творческих музыкальных способностей у так называемого обычного ребенка. Предлагаем вниманию читателей беседу с Эдуардом Рубеновичем Дарчинянцем. Наш первый вопрос: что привело его к новому взгляду на традиционную схему музыкального образования?

- Я закончил консерваторию как пианист, затем работал в качестве преподавателя фортепиано и довольно скоро понял, чего в принципе не хватает нашей системе образования: развития творческих начал. На мой взгляд - и здесь я нахожу поддержку во многих специальных исследованиях, - школа, училище, консерватория развивают не столько творческие начала, сколько исполнительские навыки (исключая, наверное, лишь композиторский факультет). Я погрузился в изучение разнообразной специальной литературы и, окончательно убедившись в необходимости нового подхода к обучению детей, стал разрабатывать собственную методику. В частности, одним из примеров для меня были методы художественного образования – точнее, воспитания юных художников. Так, как начинающего живописца обучают «говорить языком краски», так же и любого юного музыканта можно научить свободно общаться на языке музыки, выражая и зрительные образы, и психологические переживания.

- Вы считаете, что традиционное овладение той или иной исполнительской специальностью недостаточно развивает творческие способности ребенка?

- Исполнительство - безусловно, род творческой деятельности, но оно не является собственно созиданием, как, впрочем, и всякая интерпретация. О том, что творческие способности необходимо развивать гармонично, сказано и написано немало. Есть замечательные примеры – в том числе и относящиеся именно к исполнительству. Если брать истоки русского музыкального образования, восходящие к Балакиреву, то мы знаем по весьма обширной литературе, что Милий Алексеевич не ограничивался в своей педагогической работе - обучении игре на фортепиано - разучиванием сольных произведений. Его воспитанники и импровизировали, и музицировали в ансамбле, и читали с листа партитуры, анализировали их по четырехручным переложениям, и сочиняли музыку. Так он занимался, как вы помните, и с Мусоргским, и с Бородиным. Его подход заключался в том, чтобы изучать не только искусство фортепианного исполнения, но и, что называется, музыку вообще, постигать ее как богатейшее искусство звуков. Он, как и его учитель Александр Иванович Дюбюк, считал недопустимым учить только исполнительству.

- Можно ли говорить, что в основе вашей методики - балакиревский подход?

- Не совсем так. Когда, уже разработав свою методику, я участвовал в создании музея Балакирева в нашей школе, я вплотную познакомился с творчеством этого музыканта и с исследованиями о нем и понял, как много общего между педагогической позицией Балакирева и убеждениями, к которым я самостоятельно пришел. Ведь самое важное - чтобы ученик раскрылся и понял: музыкальный язык, ноты, партитуры – все не так уж сложно и главное – вовсе не это, главное - Музыка, зашифрованная в той или иной нотации.

Мой принцип таков. В качестве основы я предлагаю ученику обычный звук со всеми его параметрами и свойствами и через элементарные, часто звукоподражательные приемы предлагаю выразить нечто свое: что-то изобразить или изобрести, а может быть, поделиться чем-то личным. Инструментом является синтезатор с его возможностями ансамблевых, оркестровых, препарированных и иных звучаний. Сначала мои ученики начинают между собой «разговаривать», общаться на спонтанно рождающемся языке музыкальных образов, а потом с помощью компьютера мы выстраиваем это общение в некие композиции, называемые мною «гротесками», и объединяем в музыкальное целое – создаем, как я говорю, «единства».

- Вы убеждены, что развитие музыкальных способностей должно базироваться на широком использовании компьютерных технологий. Но тысячи нынешних преподавателей музыки продолжают пользоваться традиционным инструментарием. Наличие компьютера принципиально для того, чтобы освоить вашу методику?

- Сегодня все человечество пользуется электронными технологиями: звукозапись, звуковоспроизведение, передающая аппаратура. Компьютер позволяет композитору, исполнителю услышать любой инструмент, любое тембровое сочетание, проверить то или иное созвучие, чистоту интонации или краски. И это далеко не все, возможностей неимоверно больше. Я понимаю, что не в каждой школе есть компьютерный класс. Но я также знаю и то, что почти каждая школа испытывает нехватку музыкальных инструментов. И вот тут мог бы выручить синтезатор – без него ансамбль не изобразишь, когда не хватает традиционного инструментария. А вообще – пора компьютеризировать музыкальные школы. Ведь открываются такие возможности, о которых мы даже не подозреваем…

Сейчас наша школа заключает договор с Институтом музыки имени Шнитке, где будет вводиться в качестве факультатива «Музыкальное моделирование». А потом, возможно, откроется и новая специализация в этом направлении, чтобы молодежь могла учиться и дальше. Получается, мы занимаемся тем, что реформируем с помощью начального звена среднее и высшее.

- В чем главная идея «музыкального моделирования», на кого рассчитан Ваш предмет, какие требования предъявляет к способностям учащихся?

- «Музыкальное моделирования» дети проходят в возрасте от 9 до 11 лет в 3-м, 4-м и 5-м классах. Предмет включает в себя курс «Элементарное музыкальное моделирование» (для 3-го класса) и «Поэтику фонизма» (для 4-го и 5-го классов). Способности у детей могут быть самые рядовые. В общих чертах, на первом этапе с нотами мы не занимаемся. После ознакомления с определенными мною 17-ю ключевыми музыкальными моделями идет курс творческого музыкального моделирования, который мы изучаем на синтезаторе, объединенном с компьютером. Дети импровизируют на основе заготовленных дома моделей. Поначалу их «музыкальные образы» - это просто красочные сочетания звуков, фантазийная ритмика. И этот опыт, заметьте, помогает им в занятиях по той или иной исполнительской специальности. Даже те преподаватели, которые поначалу противились введению моего предмета в нашей школе, признаются, что их ученики начинают воспринимать музыку по-новому, их слух как бы раскрепощается.

Для гармоничного развития способностей ребенка, я считаю, достаточно 10-15 минут в день «разговаривать» на «собственном музыкальном языке». Но дети настолько увлекаются, что занимаются гораздо больше.

- А что бы Вы посоветовали тем родителям, которые еще не определились, пойдут ли их дети учиться музыке дальше?

- Эта методика очень полезна всем – в том числе и детям, которые собираются профессионально учиться, потому что у них будут «раскрытые уши», свободное музыкальное мышление, открытость современному музыкальному языку. Замечу, что выпускники нашего отдела при желании обязательно поступают в музыкальные вузы. А те, кто учатся в каких-то других учебных заведениях, либо организовывают ансамбли и играют в них, либо пишут музыку, импровизируют, занимаются аранжировками. И регулярно приходят к нам, интересуются – что нового, чем бы мы могли им помочь в их творческом самораскрытии.

- Что необходимо сделать педагогам, заинтересовавшимся Вашей методикой?

- Нужно прежде всего обратиться в Московскую Детскую школу искусств имени Балакирева. Кроме того Государственный Народный университет искусств совместно с нашей школой проводит семинары для преподавателей и директоров музыкальных школ. К нам приезжали из многих регионов России, знакомились с нашей методикой. И все, кто этим желает заниматься, успешно занимаются. В частности, недавно получили отзыв от Павла Михайловича Гущенкова – директора Детской школы искусств города Курильска, что на острове Итуруп: он брал у нас программу и ввел музыкальное моделирование в своей школе.

- Должен ли преподаватель, например, фортепиано, вначале освоить компьютер и синтезатор, чтобы преподавать Ваш предмет?

- Синтезатором пианисту овладеть совсем не сложно. Чтобы научиться пользоваться компьютером, достаточно нескольких дней. К тому же преподаватель может самостоятельно тренироваться по моей методике. Самое главное здесь - творческое начало, желание человека созидать.

Поделиться:

Наверх