АРХИВ
30.06.2013
НЕПОТЕРЯННОЕ БЕЛЬКАНТО РОССИИ

Гала-концерт в Светлановском зале ММДМ, состоявшийся 14 мая, стал одной из незабываемых страниц абонементного цикла «Звезды мировой оперы XXI века», но в соответствии с репертуарно-тематическим выбором программы этот вечер следовало бы назвать «Звезды бельканто XXI века». Главным бриллиантом в оправе итальянской и французской оперы предстала Альбина Шагимуратова с ее феерическим и филигранным искусством колоратуры.

Одна из ярчайших представительниц нового поколения российских оперных звезд, солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля и Большого театра России Альбина Шагимуратова родилась в Ташкенте. Училась сначала в Казани – в училище (1994 – 1998) и консерватории (1998 – 2001, класс профессора З.Д. Сунгатуллиной), а затем в Московской консерватории (класс профессора Г.А. Писаренко) и, после выпуска с отличием (2004), в аспирантуре. В год окончания аспирантуры (2007) Альбина Шагимуратова одержала триумф на XIII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского (I премия и золотая медаль), и именно с него началась стремительная международная карьера исполнительницы.

Два года (2006 – 2008) А. Шагимуратова совершенствовалась в Молодежной оперной программе Хьюстонской оперы, на сцене которой исполнила роли Мюзетты («Богема» Пуччини), Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) и Джильды («Риголетто» Верди). Ее европейский оперный дебют состоялся в 2008 году на Зальцбургском фестивале под управлением Р. Мути (Царица ночи в «Волшебной флейте» Моцарта). А. Шагимуратова – лауреат премий «Casta Diva» и «Золотая маска» (последняя – за роль Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета). Альбина широко востребована на лучших сценах Европы и США и продолжает совершенствоваться под руководством главного, пожалуй, на сегодняшний день своего наставника Д.Ю. Вдовина – профессора Академии хорового искусства им. В.С. Попова, художественного руководителя Молодежной оперной программы Большого театра.

…В подкупольном пространстве огромного Светлановского зала голос певицы рождался из небытия, словно молитва в храме, от благодатного таинства которой на душе становилось светло и умиротворенно. Альбина Шагимуратова начала со своего «коронного хита» – арии мщения Царицы ночи, и этот стилистически и технически безупречно исполненный виртуозный номер сразу же задал высокую планку всему вечеру. Его кульминацией стала сцена сумасшествия Эльвиры из «Пуритан» Беллини, в которой горечь разбитых надежд переживалась во множестве оттенков чувств и настроений, пронизанных глубокой меланхолией.

К уже привычному для исполнительницы репертуару добавилось новое произведение, прозвучавшее на вечере маленькой премьерой. В преддверии предстоящего концертного исполнения оперы «Манон» Массне в Люксембурге эффектный и зажигательный гавот ее главной героини певица вынесла на суд публики впервые – и снова вдумчивый подход, и снова выверенная нюансировка, и снова абсолютно закономерный шквал оваций публики…

Настоящей оперной певице-сопрано на сцене никак не обойтись без кавалеров. Одним из них стал испанский тенор Хосе Брос из когорты ведущих мировых исполнителей репертуара бельканто, в первую очередь – Доницетти и Беллини. Это имя у широкой публики явно не на слуху, отечественным меломанам до недавнего времени оно было известно лишь по многочисленным записям певца. Очень досадно, что его первый приезд в Россию состоялся так поздно. Пик творчества исполнителя, возможно, и остался в прошлом, а его некогда удивительно благородный тенор lirico spinto со временем приобрел драматические оттенки, слегка растеряв былую пластичность и свободу в верхнем регистре, но и сегодня Х. Брос предстает большим мастером и несомненно тонким «стилистом» бельканто. В этом убедили исполненные им неувядающий романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, мечтательная каватина Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно и необыкновенно «певучая» ария Коррадо из «Корсара» Верди.

Другим и тоже весьма благородным кавалером Альбины Шагимуратовой стал московский баритон Игорь Головатенко (солист театра «Новая опера»). Свою роскошную кантилену и драматическое перевоплощение он продемонстрировал в репертуаре Верди – в арии Ренато из III акта «Бала-маскарада» и арии Графа ди Луна из II акта «Трубадура». Три участника концерта представили и три дуэта во всевозможных сочетаниях – Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди, Адины и Неморино из «Любовного напитка» и Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе.

В этот вечер впервые за дирижерский пульт Национального филармонического оркестра России встал темпераментный и харизматичный итальянский маэстро Никола Джулиани, уже знакомый нам по концерту, посвященному 150-летию со дня рождения Пуччини, состоявшемуся в 2008 году на этой же сцене с оркестром «Русская филармония». На сей раз вниманием жадных до вокала меломанов чисто оркестровая музыка не злоупотребляла. Оперного пения действительно было много – разнообразного и заведомо качественного, но исполненные увертюру к «Сицилийской вечерне» Верди и «Танец часов» из «Джоконды» Понкьелли можно причислить к несомненным украшениям программы.

Ее финалом стала «Застольная» из «Травиаты», распетая на три голоса. Затем в триаде впечатляющих бисов И.Головатенко блеснул хрестоматийной арией Риголетто из одноименной оперы Верди. Х.Брос изумительно, с чувством, на которое способен лишь истинный испанец, спел популярный романс Леандро из сарсуэлы «Трактирщица в порту» Соросабаля. Наконец, А. Шагимуратова с изяществом и пленительной легкостью исполнила очаровательный раритет – вальс Ядвиги из оперетты Оффенбаха «Робинзон Крузо».

Поделиться:

Наверх