В будущем году ДШИ № 4 исполнится 60 лет. Жить, творить, развиваться в художественном пространстве культурной столицы, и при этом быть заметным – эта задача не каждому по плечу. Но ДШИ № 4 справляется со своей миссией блестяще, и не просто выделяется на фоне бурной культурной жизни Санкт-Петербурга, а сама, шаг за шагом, эту культурную жизнь создает. Школа – обладатель одного из лучших в Санкт-Петербурге концертных залов, выступать в котором почитают за честь самые яркие мировые звезды. Школьные коллективы – Струнный оркестр «Юные симфонисты Санкт-Петербурга», концертный хор «Лад», ансамбль баянистов и аккордеонистов «Ассорти», молодежный оркестр русских народных инструментов «Русь», музыкальные театры AdLibitum и «Праздник», джаз-оркестр JuniorJazzBand, оркестр баянистов и аккордеонистов «Гармония» – давно стали «визитной карточкой» не только школы, но и города, исколесив Европу и пополнив копилку школьных достижений престижными наградами. Международный конкурс юных пианистов «Ступень к мастерству», ставший первым в России членом Европейской Ассоциации Музыкальных Конкурсов для Юношества (EMCY), предоставляет талантливым музыкантам со всего мира возможность заявить о себе на самом высоком международном уровне и в условиях максимально жесткой исполнительской конкуренции. И – зажигает самые настоящие звезды. 12-й конкурс «Ступень к мастерству» пройдет в 2019-м, в год школьного юбилея. Ну а пока, в ожидании знакового события, ДШИ № 4 гостеприимно распахивает двери для детей и подростков Санкт-Петербурга, Ленинградской области и всей России, предоставляя им возможность выступить на своей сцене, узнать мнение компетентного жюри (в составе, по традиции, музыканты с мировыми именами, профессора консерватории), послушать себя и других, пообщаться с коллегами и, конечно, почерпнуть новые креативные идеи.
ВЕСНА ИДЕТ – ВЕСНЕ ДОРОГУ
Творческая весна-2018 в ДШИ № 4 началась со смотра-конкурса хоровых коллективов. Прилет именно такой «первой ласточки» был неслучайным: Санкт-Петербург – город поющий, и хоровые фестивали – частые гости на улицах, площадях, в концертных залах Северной столицы. Смотр-конкурс получился масштабным – выступил 41 коллектив, в каждом – от двадцати до пятидесяти участников.
На следующем мероприятии «запели» струнные инструменты: ДШИ № 4 провела 17-й фестиваль им. Г.И. Гарлицкого. Будучи учредителем Фестиваля струнных оркестров и ансамблей, школа искусств задумала его в целях пропаганды коллективного музицирования, повышения исполнительского уровня, выявления наиболее ярких детских творческих коллективов. Для сравнения: их было только три на первом фестивале, сегодня коллективов девятнадцать – девять ансамблей и десять оркестров. Музыкальный форум проходил nonstop: с 12 часов дня и до позднего вечера в школе непрерывно звучала музыка. Работать с таким количеством оркестров – сложно, прежде всего, организационно. Неудивительно, что подобные фестивали проводятся не так часто, как хотелось бы. Поэтому ежегодную возможность выступить на ярком и масштабном празднике коллективного музицирования, предоставляемую ДШИ № 4, высоко ценят и обязательно используют юные музыканты и их руководители.
На следующем мероприятии свою мелодию в «партитуру весеннего многоголосия» санкт-петербургской ДШИ № 4 вписали народники: на школьной сцене зазвучал 13-й детско-юношеский конкурс инструменталистов и вокалистов им. Н.Н. Калинина. Конкурс был столь масштабным, что проводить его пришлось в двух залах. Публика из самых разных городов России восторженно приветствовала юных музыкантов. Среди почетных гостей – генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге господин Масанори Фукусима.
А дальше – наступил апрель. И на сцене ДШИ № 4, которая практически все выходные дни посвящает активной концертной деятельности, 7 и 8 апреля прошел городской смотр-конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов образовательных учреждений в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга. В нем приняли участие детские коллективы из 47 детских музыкальных школ, детских школ искусств, лицеев и гимназий города. 15 апреля на ту же сцену вышли духовики-солисты: призывно зазвучали трубы, тромбоны, валторны, кларнеты. Через неделю им вторили струнные ансамбли: общий смотр коллективов составом до двенадцати человек состоялся 22 апреля.
«Ребятам очень нравится коллективное музицирование, – делится своими наблюдениями директор ДШИ № 4 Виктор Алексеевич Екимов. – Они учатся слышать друг друга, понимать, отвечать не только за себя, но и за товарища. И с руководителями складывается очень интересное и полезное в профессиональном плане общение – ведь это большие музыканты, именитые дирижеры с опытом и заслуженными званиями. Вот и готовы эти мальчишки и девчонки играть хоть дни напролет. Я помню, 8 апреля, в пасхальный день, в 11 часов было выступление у нашего оркестра русских народных инструментов «Русь». Через час с небольшим они играли для прихожан возле церкви. А закончив концерт, сказали, что с удовольствием поиграли бы еще. Для них это стало насущной необходимостью – как дышать».
СТЕЙНВЕЙ – МЕЧТА, СТАВШАЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Престижные музыкальные учебные заведения в мире используют в процессе обучения рояли Стейнвей. Среди них – Королевский колледж музыки в Лондоне, Китайская консерватория в Пекине и многие другие учреждения художественного образования, для которых в приоритете – музыкальное совершенство и воспитание профессионалов. В Санкт-Петербурге эти прекрасные рояли, конечно же, есть – в концертных залах и высших учебных заведениях. А вот для школ искусств это была непозволительная роскошь – до недавнего времени. Потому что концертный Стейнвей нынешней весной появился в ДШИ № 4. Школа стала первой и на данный момент единственной в Санкт-Петербурге, где элитный рояль обрел постоянную прописку.
Виктор Алексеевич Екимов мечтал о Стейнвее с 2004 года. И вот он появился – черно-белое совершенство – и занял свое место в концертном зале. «Прежде всего, хочу поблагодарить Комитет по культуре, который выделил деньги, и нашего губернатора – именно он инициировал программу по приобретению хороших инструментов для школ, – продолжает рассказ директор ДШИ № 4. – Каждый получил, что хотел – школы сами решали, какие инструменты приобретать. Но нам нужен был только Стейнвей».
Появление брендового инструмента вдохнет новую жизнь и в конкурс «Ступень к мастерству» (поможет поднять престиж, привлечь новых участников), и в общегородские мероприятия, которые проходят в школе (играть теперь будут на инструменте экстра-класса), и в образовательный процесс: экзамены теперь будут сдавать на Стейнвее, и каждый пианист ДШИ № 4 сможет прикоснуться к легендарному инструменту и, подобно Рубинштейну, Стравинскому, Рахманинову, почувствовать себя, хоть на минуту, «артистом Стейнвей». А ради таких минут, согласитесь, наверное, и стоит жить в искусстве музыканту-исполнителю.
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
С марта в школу начинают звонить родители, бабушки и дедушки. Вопреки бытующему мнению, что современным детям только компьютерные игрушки и нужны, в ДШИ № 4 наблюдают как раз противоположную тенденцию – дети хотят учиться музыке. Конкурс ожидается серьезный – 4 человека на место. Всех взять, увы, невозможно, школа рассчитана на 650 человек, а обучается более тысячи. Впрочем, дошколят стараются принимать всех, а вот для 7-леток – конкурс серьезный.
К концу мая для юных абитуриентов все испытания закончатся. Поступившие счастливчики будут предвкушать момент, как 1 сентября они переступят порог величественного вестибюля, проследуют по просторным холлам в концертный зал, где, поблескивая глянцевым корпусом, венчает пространство сцены новенький Стейнвей. И как они, научившись под руководством опытных наставников играть на музыкальных инструментах, поедут с выездными концертами в Дома ветеранов и детские сады, к людям с ограниченными возможностями, которые не могут сами прийти на концерт, но всей душой хотят приобщиться к искусству, к чиновникам из районной администрации, которые не только помогают учащимся школы искусств, но и являются искренними поклонниками их исполнительского мастерства. И получат честно заработанные дипломы на конкурсах и заслуженные аплодисменты на концертах. В общем, станут частичкой большого гармоничного целого – школы, двери которой открыты для всех.
Поделиться: