– Арина Вадимовна, прошло ровно два года со времени вашего первого интервью нашей газете: что изменилось за этот период, как вы оцениваете сегодняшнее состояние культурной отрасли в Крыму?
– Такого внимания к сфере культуры Крым не испытывал никогда! Мы ощущаем его со стороны федеральной исполнительной власти, видим, что Крым в приоритете по многим параметрам и у президента нашей страны, и у председателя правительства. Примеров много. И то, что на сегодняшний день финансирование нашей музейной деятельности увеличилось вдвое, что не закрылась ни одна музыкальная школа, более того – пополняются фонды и мы покупаем новые музыкальные инструменты. Мы покупаем автобусы для театров, мы имеем возможность ставить в театрах фестивальные спектакли, и наши актеры играют в красивых новых, дорогих костюмах и в новых декорациях, – это повышает самосознание любого актера, когда он чувствует, что в его театр вкладывается правительство. Материально-техническое обеспечение играет совсем не последнюю роль в самоощущении творческих людей, и то, что в культуру приходят деньги, что существенно улучшается, укрепляется ее материально-техническая база – это очень важно. Финансируется реставрация исторических построек – в первую очередь знаменитых крымских дворцов, это 20 культурных объектов, идет строительство – это беспрецедентный случай – детского театрального центра на месте старого кукольного театра в Симферополе, строится новый театр. Когда республика, страна строит театры и библиотеки, это говорит о высоком духовном потенциале, поэтому я могу только порадоваться за развитие культуры в Крыму.
– Приятно слышать эти новости – особенно о том, что музыкальные школы получили поддержку, ведь два года назад вы говорили, что материальное состояние многих школ искусств оставляет желать лучшего.
– Не могу сказать, что сегодня все музыкальные школы образцовые, но повторю, что материально-техническое состояние школ, действительно, значительно улучшилось. Улучшился качественный состав и квалификация преподавателей (и в этом тоже заслуга России), потому что те семинары, которые проводят наши педагоги из столицы и других крупных городов, из самых лучших музыкальных и специальных музыкальных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, те мастер-классы, образовательные программы, которые предназначены для крымчан, для педагогов школ эстетического воспитания, – просто неоценимые. Россия всегда лучше всех образовывала в художественном отношении детей и молодежь. Крым в этой части был забыт, задвинут за двадцатилетие нашего застоя, и сейчас педагоги наших школ художественного образования буквально раздышались.
– Вам не мешает то, что Крым находится в санкционной изоляции?
– Нет. Если речь о том, что мы не ездим за границу (есть известные всем ограничения для наших политиков, и я также в «списке»), то там каждый из нас бывал много раз. У нас есть Россия, и она настолько велика, что ее ездить – не объездить. Я поездила сейчас по России, была, например, на культурном форуме в Хакассии, впервые побывала на Алтае, – получила массу удовольствия и поняла, что за границу не рвусь. Мне кажется, крымчане не чувствуют санкций, только по телевизору мы о них и слышим. Крым переполнен, туристов много, все концертные залы работают. Конечно, хотелось бы, чтобы к нам приезжали наши большие симфонические, театральные коллективы, но думаю, так и будет, и счет идет не на годы, а на месяцы. Вот уже был у нас Юрий Башмет с молодежным симфоническим оркестром – потрясающие получились гастроли. Приезжал знаменитый Российский роговой оркестр из Санкт-Петербурга – тоже потрясение, он был у нас несколько раз. Приезжают солисты – выступают с нашим симфоническим оркестром, были и многие театральные коллективы. Мы идем – может быть, и не семимильными шагами, но обязательно придем к тому, что будут у нас и «Виртуозы Москвы», и Валерий Гергиев с оркестром Мариинского тетра. Я уверена в этом.
– Давайте переключимся с состоявшихся музыкантов на будущих профессионалов. Как обстоят дела с выпускниками ваших музыкальных школ, которые хотят продолжать образование?
– На форуме я разговаривала с Владимиром Петровичем Демидовым, директором Академического музыкального училища при Московской консерватории: он очень хвалил наших выпускников, которые сегодня учатся в знаменитой «Мерзляковке». И его мнение разделяют многие руководители наших центральных творческих колледжей и вузов, высказываясь в том смысле, что у студентов из Крыма хороший уровень подготовки. Безусловно, не все 100% остаются в отрасли, но очень многие. Высок процент желающих продолжить профессиональное обучение и в местном творческом вузе, и в средних специальных учебных заведениях. Если говорить широко о художественном образовании, то это и Крымский университет культуры и туризма, работающий свыше 70 лет, и музыкальное училище с более чем столетней историей, которое основал сам Сергей Рахманинов; это художественное училище в Симферополе, основанное известным советским художником Николаем Самокишем (оно носит его имя).
– По количеству студентов этих учебных заведений достаточно для Крыма?
– Вполне. У нас все время идут дебаты об открытии в Крыму консерватории, но я пока не вижу в ней острой необходимости. К тому же нужен иной профессорско-преподавательский состав, соответствующий консерваторскому уровню. Так что пока университет справляется, а самые яркие, перспективные ребята уезжают на учебу в столицы – Москву, Санкт-Петербург: никакая другая школа не сравнится с московской или петербургской, мы даже и пытаться не будем. И всегда рады профессорам, которые приезжают к нам с мастер-классами. У нас есть знаменитый Конкурс молодых пианистов им. Алемдара Караманова, он проводится уже 20-й год – в Симферополе, в Евпатории, везде, – и очень часто и с мастер-классами, и в качестве членов жюри приезжает профессура из Московской, Саратовской консерваторий. Так было всегда, и в украинский период приезжали эти люди. Для нас это ценный опыт.
– Во время прошлого интервью вы мечтали о многофункциональном культурном учреждении в Симферополе. Правильно ли я понял, что ваша мечта сбывается, когда в начале нашей беседы вы упомянули строительство театрального центра?
– Во-первых, у нас наконец будет большой детский театральный центр, а во-вторых, мы сейчас очень серьезно реставрируем наш киноконцертный комплекс «Юбилейный» и базовый Крымский академический музыкальный театр, который благодаря нашему тесному сотрудничеству с Государственным Кремлевским дворцом получил огромное количество светозвуковой аппаратуры. Мы сегодня оснащаем, переоснащаем эти залы, они становятся по-настоящему многофункциональными, – поэтому да, мечта сбывается.
– О чем еще мечтает министр культуры Крыма?
– Самое ценное, что есть в республике и в нашей отрасли, это люди. Я очень хочу, чтобы наши крымские работники культуры каждый день не с телеэкранов и из газет, а напрямую – сердцем, кожей своей – чувствовали, что действительно культура в Крыму – это приоритет, что каждый из них нужен и его труд невозможно переоценить. Я преклоняюсь перед самоотверженными людьми. Например, работник сельской библиотеки в дождь, в снег идет на работу, и не всегда его библиотека – это отапливаемое помещение, и зачастую к нему заходят всего по три-четыре человека в день, но он все равно для этого села – очаг культуры, потому что никаких других больше нет. И если этот библиотекарь выдаст даже одну книжку в день какому-нибудь одному ребенку, значит, он уже выполнил свою миссию – заронить искру в сердце ребенка, одухотворить его. Нет людей важнее тех, которые первыми начинают говорить с нами о культуре, искусстве, о духовном начале нашей жизни. Они нас защищают от злобного невежества, но они и сами должны чувствовать себя защищенными государством. Поэтому моя самая главная мечта – чтобы каждый работник культуры в Крыму чувствовал себя нужным и защищенным.
– Арина Вадимовна, среди наших читателей много людей, которые первыми начинают говорить с детьми о культуре и искусстве. Я имею в виду, прежде всего, преподавателей школ искусств. Что бы вы им пожелали?
– Я хочу пожелать каждому учителю музыки, хореографии, живописи – любого направления искусства – постоянного ощущения того, что он делает нечто особенное и очень важное, вне зависимости от материальной награды за свой труд, и что у него есть все основания ходить с высоко поднятой головой. Именно работники музыкальных школ, школ искусств сеют зерна и возделывают ростки на почве столь нужного сегодня культурного воспитания, обеспечивая наш «национальный банк» самым ценным содержимым.
Фото предоставлено Министерством культуры Республики Крым
Поделиться: