АРХИВ
21.01.2014
«АСТАНА ОПЕРА»: ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ЛЕТОПИСИ

Открывшийся в июне прошлого года в столице Казахстана Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» стремительно набирает репертуар.

После октябрьской премьеры постановки оперы Верди «Аттила», ставшей мировой презентацией театра, в ноябре здесь прошла премьера балета «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса и Массне в постановке Бориса Эйфмана, а в конце декабря – премьера балета Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленного французским хореографом Шарлем Жюдом. На каких принципах строится работа труппы и что ожидает ее в новом году – об этом в беседе с музыкальным руководителем и главным дирижером театра «Астана Опера» Абзалом Мухитдиновым.

– Абзал Мирасбекович, вы работаете с симфоническими оркестрами Государственной филармонии Астаны и Казахской национальной академии музыки, с камерным оркестром La Primavera, свыше десяти лет вы возглавляли Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой. Как вы получили свое нынешнее назначение и довольны ли вы им?

– Это была инициатива директора театра «Астана Опера» Толегена Мухамеджанова. Вместе с ним почти за четверть века мы воплотили в жизнь не один десяток разнообразных музыкальных проектов. Я безмерно счастлив, что теперь наше сотрудничество продолжается в стенах такого великолепного театра и что нам выпала честь наполнять этот театр творческой жизнью с самых его истоков.

– Что же в этом отношении является для вас первоочередным?

– Любое строительство (и строительство творческих коллективов нашего театра не исключение) начинается с закладки фундамента. Фундаментом музыкального театра являются базовые коллективы – оркестр, оперная и балетная труппы, включая хор, миманс и кордебалет. Это мы уже создали. Теперь все свое внимание уделяем взвешенному формированию разностороннего репертуара на основе максимально полного использования собственных творческих ресурсов и установления партнерских отношений с ведущими мировыми оперными театрами.

– Каков круг ваших обязанностей?

– Музыкальный руководитель отвечает за все, что звучит в стенах театра, – на сцене, в оркестровой яме, на спектакле или в камерном концерте. Он отвечает за качество музыки в исполнении вверенных ему коллективов. Даже если музыка звучит фонограммой, как это часто происходит при постановке современных балетов, то и в этом случае музыкальный руководитель отвечает за ее качество.

– Как театральный дирижер вы ведете сейчас и оперные, и балетные спектакли?

– Я дирижирую, прежде всего, музыкой и стараюсь не культивировать институт специалистов узкого профиля. Недавно ради спортивного интереса решил подсчитать количество оперных и балетных спектаклей в своем репертуаре – получилось более сорока. Свыше половины из них я осуществил как дирижер-постановщик. Но как музыкант я, конечно же, отдаю приоритет тем произведениям, где, скажу так, «больше музыки», в смысле музыки хорошей, интересной, действительно заслуживающей внимания публики.

– Сколько сегодня дирижеров в труппе?

– У нас в штате четыре молодых дирижера. Они профессионально растут буквально не по дням, а по часам, ведут весь тот объем репертуара, который и должен вести дипломированный оперно-симфонический дирижер. В моей дирижерской команде – Айдар Абжаханов, Рахимжан Баспаев, Руслан Баймурзин, Алихан Идрисов. Эти имена я называю с чувством законной гордости за нашу национальную дирижерскую школу.

– Каков возрастной состав вашего оркестра?

– Наши оркестранты находятся в достаточно перспективном возрасте: в среднем им по 30 лет. Самым опытным чуть более 50-ти, самым молодым – примерно 23. Как музыкальный руководитель театра я своими музыкантами вполне доволен. Работая в составе жюри конкурсных прослушиваний в оркестр, я был одним из тех, кто отвечал за его комплектацию. Наш коллектив – профессиональная, вполне «боеспособная» единица, хотя его формирование завершено еще не полностью: нам предстоят дополнительные прослушивания.

– Какова главная стратегическая задача музыкального развития театра?

– Несмотря на то, что на сцене нового театра мы уже выпустили ряд оперных и балетных премьер, главная стратегическая задача – овладеть мастерством коллективного музицирования на европейском уровне. Такая же задача стоит и перед хором, и перед солистами. К примеру, после того, как в октябре два премьерных спектакля новой постановки оперы Верди «Аттила» прошли с приглашенными составами солистов, на партию Одабеллы уже в декабре мы выдвинули исполнительницу из состава нашей труппы – Жупар Габдуллину. Эта работа, несомненно, стала для нее важным этапом в профессиональной карьере.

– Чем порадует публику театральная афиша в новом году?

– В 2014-м мы выпускаем четыре оперные премьеры. Это «Кыз-Жибек» Евгения Брусиловского, «Тоска» Пуччини и две оперы Верди – «Трубадур», а также «Аида» в постановке Франко Дзеффирелли. В балетной афише появятся такие названия, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Чайковского, «Карагоз» Газизы Жубановой, «Реквием» Моцарта в постановке Бориса Эйфмана и «Спартак» Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича. К Дню города будет показан мюзикл «Астана» Алмаса Серкебаева. Весьма ответственная работа предстоит оркестру, который будет сопровождать гастроли на нашей сцене балетной труппы театра «Ла Скала»: серия спектаклей «Дон Кихот» Минкуса намечена на конец июня – начало июля.

– Планируется ли проводить концерты не только в Камерном зале, но и в Большом зале театра?

– Несомненно. В наших планах – &laquoCarmina Burana» Орфа и Реквием Верди. Обязательно будем исполнять и симфоническую музыку. Год первого сезона театра совпал с годом 180-летия со дня рождения Брамса, так что к творчеству этого симфониста мы и обратимся в первую очередь.

– В магистратуре Йоркского университета Великобритании вы защитили диссертацию на тему «Ритмические традиции эпохи барокко». Думаете ли вы об освоении труппой театра и музыки XVIII века?

– Эта работа уже ведется. Мы хотим создать Общество старинной музыки. Уже создан камерный оркестр и камерный хор, а на Рождество намечено исполнение «Мессии» Генделя.

– Как вы считаете, на что вам следует постоянно обращать наиболее пристальное внимание, чтобы новый бренд «Астана Опера» приобрел международное звучание?

– Ответ очевиден и прост: на музыку, исключительно на музыку.

Поделиться:

Наверх