К середине 80-х, уже будучи директором сургутской ДМШ № 1, я поняла, что образование, которое мы даем, – не полное. Позднее, работая над концепцией национально-ориентированного образования, я только утвердилась в своем мнении: в основе воспитания и обучения детей должна лежать традиционная культура, прежде всего певческая. Ребенок девять месяцев развивается в лоне матери. После его рождения таким лоном должна стать этническая среда. Но то, что раньше он впитывал с молоком матери, сегодня нужно формировать специально – я говорю о формировании семейно-родовой идентичности. С какого возраста это нужно делать? Полагаю – с младенческого.
Но поскольку столь юных учеников не бывает, мы начали работу с трехлетними детьми на специально открытом для этой цели дошкольном отделении. Занимались по программе раннего эстетического развития, в основе которой лежал фольклор. Она стала для нас инструментом восстановления генетической памяти – и не только у ребенка, но и у его родителей. Мы видели, как взрослые, которых мы активно вовлекали в образовательный процесс, слушают русские песни. Большую часть они и не знали, но эти песни сохранились в культурном коде, столетиями передающемся от поколения к поколению, и теперь пробуждали в их душах особенные чувства.
С ИМЕНЕМ ЗНАМЕНСКОГО, ПОД ФЛАГОМ ИЛЬИНА
В 1993 году удалось провести реорганизацию ДМШ № 1 в среднюю экспериментальную специализированную школу русской культуры, в чем немалую роль сыграло Общество русской культуры, которое мы с группой единомышленников создали за три года до этого. В тесном тандеме с ним учебное заведение работает по сей день, участвуя в организуемых обществом Днях славянской культуры и письменности, Пасхальных хоровых ассамблеях, фольклорно-этнографических экспедициях «Славянский ход». (Забегая вперед, поясню, что научно-исследовательское направление стало стержнем работы Творческой лаборатории фольклора колледжа, которое бессменно возглавляет выпускница Ленинградской консерватории Ольга Викторовна Смирнова.)
И для меня было принципиально, чтобы школа русской культуры носила имя Аркадия Степановича Знаменского, выдающегося сургутского педагога, ученого, музыканта. Благодаря ему мы сегодня имеем обширные профессиональные связи по всей стране, общаясь с его учениками и учениками его учеников. А надо сказать, что выпускники скромной сельской школы, в которой Знаменский преподавал в 20-50-х годах XX века, без труда поступали в ведущие вузы, становясь знаменитыми кораблестроителями, микробиологами, востоковедами, художниками…
Начав в реорганизованной школе с общеобразовательных программ, мы постепенно перешли на программу для школ-десятилеток, существующих при консерваториях. А в 2000 году абсолютно логично переросли в колледж. Так выстроилась система, в основу которой легли идеи русского философа Ивана Ильина.
«Русская культура – это святые колодцы, из которых пить и пить последующим поколениям», – говорил он. А дискутируя с одним немецким социологом-богословом, утверждавшим, что «мир можно пересоздать из детской», парировал: «Но в детской же его можно и погубить». Он был прав. Семья – это единственная Богом данная субстанция, которая призвана создать для ребенка идеальную атмосферу. Нелады в обществе начинаются тогда, когда ребенок теряет доверие к родителям. В таких случаях задача школы – помочь семье. Как? Восстанавливая ту самую семейно-родовую идентичность, которая является глубинной основой идентичности гражданской.
ЧТО ВО ГЛАВЕ УГЛА?
В Госдуме идут разговоры о том, что нужно убирать услуги из сферы образования, и это правильно. Надо избавляться от того, что произошло у нас в 90-е, когда школы начали делить детей на потоки по способностям. Помню, как один из учителей высказался в печати о тех, кого не сочли одаренными: «Я не могу видеть их потухшие глаза. И я ничего не могу поделать с безысходностью, царящей в этих классах, куда их определили».
Мое убеждение: все дети от природы одарены. Только нужно найти ключи, позволяющие эту одаренность выявить и развить. Мы их нашли. Но когда я читаю материалы по этнокультурному образованию, то понимаю, что модель, которую мы создали в Сургуте, сегодня вне контекста. О ней мало кто знает, а знающие не принимают в расчет. И тут я не вижу никакой логики.
Современная государственная стратегия ориентирована на то, чтобы сферы образования, воспитания, культуры работали на сохранение российской идентичности. Цитирую нашего президента: «…если нет культуры, то непонятно, что вообще такое "суверенитет"». Значит, на повестке дня формирование этно-национальной политики, которая консолидировала бы общество. Мы в Общественной палате ХМАО-Югры разработали документ с рекомендациями по реализации культурной политики в округе и акцент сделали следующий: переориентировать деятельность. Материальное наследие – это замечательно. Но есть такой феномен, как нематериальное культурное наследие, куда входят и язык, и песни, и обряды. Именно его механизмы необходимо включить для того, чтобы слова «наша самобытная цивилизация» не были пустыми. Наш колледж это уже делает, и, убеждена, его опыт достоин самого пристального изучения и внимания.
На фото: Студенты колледжа выступают в костюмах Творческой лаборатории ткачества
Поделиться: