АРХИВ
29.12.2015
ИМЕНЕМ БОРИСА ЧАЙКОВСКОГО
Московская ДМШ им. Б.А. Чайковского в уходящем году отмечала две круглые даты: свое 45-летие и 90-летие со дня рождения Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). О влиянии его творчества на жизнь школы – в беседе с заместителем директора А.А. Cкирдовой.

– Анна Александровна, скажите, часто ли приходится объяснять, что ваш Чайковский – это не «тот самый»?

– Вопросов на эту тему бывает достаточно. Мы даже располагаем коллекцией забавных казусов, которые связаны с наименованием нашего учебного заведения. А именно: заключает школа контракт, к примеру, с поставщиком учебного оборудования. И когда приходит завизированный второй вариант из фирмы, то очень часто внимательные сотрудники поставщика напоминают нам – не Б.А. Чайковский, а П.И. Чайковский! И – красным маркером – обводят «неправильные» инициалы, дескать, чему вы там детей можете научить, если имя Петра Ильича забыли. Но такое случается все реже. Отчасти и потому, что школа активно пропагандирует творчество выдающегося отечественного композитора второй половины XX века.

– Причем популяризация его наследия осуществляется по нескольким направлениям…

– Первый и самый действенный путь – исполнение музыки, которую сочинил композитор. А создано им очень большое количество произведений, причем в самых разных жанрах: детские песни, оперы, балеты, песни к фильмам, фортепианные произведения, симфонии и концерты. Написанная Борисом Чайковским музыка понятна и нашим воспитанникам, и той аудитории, к которой они обращаются. К примеру, солидная публика, собравшаяся в мае этого года на посвященную композитору международную научную конференцию РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), пришла в восторг от выступления учащихся нашего фортепианного отдела. Достойную оценку получили в том числе и от концертных исполнителей, отметивших, что наши дети украсили своей игрой этот концерт.

Совсем недавно состоялось выступление в концерте «Страницы камерной музыки Бориса Чайковского». Он прошел в Мемориальном музее-квартире Ел.Ф. Гнесиной. И вновь наши дети выступали в одном вечере с профессионалами. Программа, подготовленная только нашей школой, была представлена в апреле во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Помимо концертов, второй год подряд школа занимается организацией и проведением фестиваля «Дети и музыка имени Бориса Чайковского». Надеемся, что этот фестиваль постепенно разрастется до более широкого уровня, ведь у музыки, сочиненной Б.А. Чайковским, – светлое и грандиозное будущее!

– В ДМШ работает музей, одноименный со школой, расскажите о нем.

– Кабинет-музей композитора был открыт в 2002 году. Это не закрытое помещение для высоких гостей, а небольшой концертный зал с хорошей акустикой. В нем два рояля, которые звучат на многочисленных творческих мероприятиях. Огромную помощь в создании музея оказала вдова композитора – Я.И. Мошинская, которая передала школе личные вещи супруга. Школа сотрудничает с фондом по сохранению творческого наследия Б.А. Чайковского, благодаря которому мы имеем возможность периодически пополнять нашу библиотечную базу новыми нотными изданиями и аудиозаписями произведений композитора. Нередко в школу приходят ученики Бориса Александровича, которые охотно рассказывают о нем.

– Назрел философский вопрос. Что лучше – воспитать одного профессионала или сто любителей?

– В области музыкального образования, по большому счету, такое соотношение и соответствует действительности. Сто к одному. А что лучше… Лучше, на мой взгляд, когда количество культурных людей в обществе растет. Школа этим и занимается – расширяет кругозор ребенка и… родителей. Иногда это удается. Мы закладываем в юных «семечко любви» к музыке и художественной культуре в целом. А прорастет ли оно профессионализмом или нет – это уже дело их личного таланта и труда.

– Кто влияет на выбор направления обучения – это желание ребенка, симпатия родителей или рекомендация специалиста?

– Конечно, решающее слово за родителями. Но видели мы в приемной комиссии удивительные примеры детской целеустремленности. Мама говорит: на фортепиано ребенка запишите, а ребенок в ответ: «Или на баяне буду учиться, или совсем не буду!». Если это не пустое упрямство, а действительно желание научиться играть именно на этом инструменте, то мы встаем на сторону неофита.

– Должен ли преподаватель прервать обучение, если заподозрит, что ребенку подходит другой инструмент?

– Да, бывают такие ситуации, когда ученик не справляется с инструментом, в силу психофизических особенностей не удается овладеть даже азами. Тогда происходит разговор с родителями, и мы совместно стараемся определить более доступные возможности обучения на другом инструменте.

В последние два года запись в школу осуществляется родителями через Портал государственных услуг города Москвы. С одной стороны, внедрение информационных технологий упорядочивает процесс. Но есть и обратная сторона – консультация учителя-специалиста теперь практически отсутствует: школа публикует на сайте количество свободных мест, а родители эти места «разбирают». И только после того, как дети начинают учиться, мы можем определить соответствие их музыкальных данных тому направлению, на которое их записали.

Большим подспорьем в этой ситуации является то, что в нашей школе работают три дошкольные группы: четырех, пяти и шести лет. В рамках развивающего курса эти дети получают возможность объективно определить оптимальное направление обучения, и после прохождения приемных прослушиваний продолжают учиться у нас уже на бюджетной основе.

– А взрослый человек может учиться в вашей школе?

– Самой старшей нашей воспитаннице – 75 лет. Она уже четвертый год учится по классу фортепиано. Мы ее очень любим. И гордимся ее упорством.

На фото Борис Чайковский.

Поделиться:

Наверх