Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.09.2018
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
Новый сезон «Геликон-опера» начала гала-концертом с партнерами из Германии – Немецкой оперой на Рейне из Дюссельдорфа

Концерт получил несколько странное название – «Дуэт двух столиц», – если иметь в виду, что Дюссельдорф является лишь земельным административным центром, однако это его нисколько не омрачило: дуэты и арии из опер Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, Пуччини, Бизе, Оффенбаха, Штрауса и Гершвина прозвучали в исполнении лучших голосов обеих трупп.

Прочная дружба связывает два театра вот уже несколько лет. Концерт, аналогичный московскому, до того проводился в Дюссельдорфе. Самой яркой страницей кооперации пока стала постановка «Петушка»: в 2016-м худрук «Геликона» Дмитрий Бертман представил свое видение последнего шедевра Римского-Корсакова на немецкой сцене, а в июне этого года постановку увидели и в Москве. Дружба московского и дюссельдорфского театров возникла не вдруг: четверть века наши города являются побратимами. По этому случаю публику приветствовал обер-бургомистр столицы земли Северный Рейн – Вестфалия Томас Гайзель, порадовавший продолжительными фразами на русском языке и изрядно повеселивший, перепутав в своей речи Скрябина со Скрипалем.

О том, что театр в Дюссельдорфе (вторая его сцена – в соседнем Дуйсбурге) очень крепкий, мне известно не понаслышке. В последние годы довелось посмотреть там четыре очень разных по сценическому воплощению, но неизменно высокого музыкального уровня спектакля. Хороший вокальный уровень театр продемонстрировал и в Москве. Честь труппы отстаивала интернациональная команда: испанка Елена Санчо-Перег, румыны Богдан Бачиу, Адель и Рамона Захария, россиянка Мария Катаева и немцы Лавинья Дамес и Торбен Юргенс. Особенное впечатление произвели три дамы: ангельское, невероятной красоты и насыщенности звучания сопрано Адель Захарии, виртуозное колоратурное меццо Марии Катаевой и тяжелое, темное и сочное меццо Рамоны Захарии. Впрочем, хороши были и оба кавалера, особенно баритон Бачиу. Удивительно, в составе немецкого десанта не было ни одного тенора, хотя тенора в театре есть роскошные, настоящие вагнеровские: не зря труппа как раз сейчас завершает постановку «Кольца нибелунга» (в октябре будет премьера «Гибели богов»).

Марку хозяев держали геликоновцы Лидия Светозарова, Елена Михайленко, Игорь Морозов, Виталий Серебряков, Максим Перебейнос и Георгий Екимов. Наибольший успех у публики (вполне заслуженный) снискали легкое, порхающее сопрано Лидии Светозаровой, мощное драматическое спинто Елены Михайленко и звучный барион Максима Перебейноса. В отличие от немецкого театра, наш показал сразу двух теноров: за лирическую стихию отвечал Игорь Морозов, а за брутальный драматизм – Виталий Серебряков.

Идея концерта базировалась на дуэтном пении, что было особенно ценно, – этот вид музицирования сегодня у нас встречается не так часто. В «Геликоне» же можно было услышать целый каскад самых разнообразных вокальных «дуэлей» – игривых комических и остродраматических, вызывавших нешуточные эмоции. Накал страстей особенно захватил в трех вердиевских номерах – из «Трубадура» (где Елена Михайленко показала превосходную подвижность своего тяжелого голоса, а Богдан Бачиу составил ей отличный ансамбль), «Дона Карлоса» (Виталий Серебряков и вновь Бачиу) и «Травиаты» (Адель Захария и Игорь Морозов). Но в большей степени царила стихия комического, что отвечало духу театра-хозяина: опереточно-зингшпильная эстетика ему особенно близка. «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта», «Дон Паскуале» и «Любовный напиток», «Севильский цирюльник» и «Порги и Бесс» – юмор и лиризм в разных сочетаниях способствовали поднятию настроения публики. «Куплеты с шампанским» из «Летучей мыши» и «Застольная» из «Травиаты» – традиционное завершение гала, в котором на сцену вышли все участники. Аккомпанемент тринадцати вокалистам весь вечер обеспечивал оркестр «Геликона» под управлением Валерия Кирьянова.

На снимке: Д. Бертман с «немецким десантом» перед началом концерта

Фото Людмилы Красновой

Поделиться:

Наверх