Видеоопера Фаусто Ромителли «Индекс металлов» для сопрано, ансамбля, мультимедийной проекции и электроники впервые в России была показана 19 и 20 ноября на сцене московского Театрального центра им. Вс. Мейерхольда. Это последнее произведение итальянского композитора, прожившего короткую жизнь, но успевшего написать десятки оригинальных по языку сочинений.
Описание жизненного пути Фаусто Ромителли запросто помещается в одном небольшом абзаце. Родился в Гориции (Италия) 1 февраля 1963 года. Окончил Миланскую консерваторию им. Верди, совершенствовался в Accademia Chigiana (Сиена) и Scuola Civica (Милан). В 1991 году переехал в Париж, осваивал новые технологии на курсе музыкальной информатики в IRCAM (Институте исследования и координации акустики и музыки), с которым также сотрудничал как композитор-исследователь в 1993–1995 годах. Внимательно изучал современный ему европейский музыкальный опыт (Дьёрдь Лигети, Джачинто Шелси, французские спектралисты). «Индекс металлов» – одно из важнейших сочинений наряду с триптихом «Professor Bad Trip». Умер в Милане 27 июня 2004 года после упорной борьбы с раком.
Ромителли прожил всего 41 год, но оказал (и продолжает оказывать) значительное влияние на композиторов-современников и наших соотечественников молодого поколения в частности. Дело в том, что ему удалось из, казалось бы, разнородных стилевых источников (академических и не академических) слепить свой собственный самобытный моностиль, где главное – не в какой-либо концептуальной идее, а в новом восприятии звука, филигранной выделке всех фактурных деталей и особой красоте музыки, что уникально для сегодняшнего дня. Впрочем, что до красоты, то это вполне в итальянских традициях, начиная с бельканто. Причем эта специфическая красота самого музыкального материала проступает даже сквозь высокотемпературный неоэкспрессионизм «Индекса металлов» (тексты Кенки Лекович и визуальный ряд Паоло Пакини – соотечественников Ромителли – составляют с музыкой единое целое по всем параметрам).
«“Индекс металлов” – сочинение, написанное всего за 50 осенних дней 2003 года, представляет собой своего рода стилистический манифест, – считает музыковед и композитор Федор Софронов. – Искусство Ромителли сродни алхимической магии. В его алхимическую реторту попадают кусочки разных культур – музыка Pink Floyd и финского техно, звучание инструментов симфонического оркестра и электронные звуки, конкретные визуальные образы и пестрая психоделическая абстракция, переплавляясь и перетекая друг в друга при колоссальной температуре плавления. Слушателя и зрителя как бы уносит раскаленным потоком куда-то к истокам собственной чувственности, к обновленному осознанию собственной идентичности через стирание границ восприятия».
Для полноты картины процитирую и самого автора: «Целью “Индекса металлов” является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ни о чем не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс. Это светский ритуал, подобный световым шоу 1960-х или сегодняшним рейв-вечеринкам, в которых пространство приобретает монолитную форму за счет громкости звука и визуальной насыщенности».
Редко когда композиторское видение/слышание собственной музыки практически полностью совпадает с тем, что воспринимает аудитория, однако в случае с «Индексом металлов» Ромителли это действительно так. Композитора интересует сама звуковая материя, и в этом смысле его музыка материальна. По словам Фаусто Ромителли, центральная идея его творчества – рассматривать звук как материал и с помощью обработки придать ему физические и перцептивные характеристики: зернистость, толщину, пористость, яркость, плотность, эластичность. В этом отношении к звуку как материалу он близок Луи Андриссену, у которого есть композиции «Дерево», «Серебро». Вместе с тем у Ромителли в звучании музыкальной материи заключается какое-то таинство, какая-то запредельность. Возможно, отчасти в силу искажений звука (в том числе электронных) – именно с этого приема начинается «Индекс металлов».
В опере пять картин со вступлением и четырьмя интермедиями, в которых использованы композиции финской группы Pan Sonic, работающей в области экспериментальной электроники. В основной исполнительский состав «Студии новой музыки» с солирующей Екатериной Кичигиной (сопрано) вклинились электрогитара и бас-гитара (каденция в конце IV картины кое-кому напомнила трэш-метал). Электроникой заведовал Алексей Наджаров – молодой композитор, вышедший из джазовой среды. Так что академической оперой «Индекс металлов» никак не назовешь. И публике это, судя по всему, нравится – оба вечера собрали полные залы.
Поделиться: