«Мистер конкурс» - так называют Густава Алинка, основателя и президента международного фортепианного фонда «Алинк — Аргерих». Наш корреспондент задала Г. Алинку ряд вопросов о сути современных конкурсов.
Авторитетный специалист в области фортепианных конкурсов, автор книг и сотен статей, анализирующих «конкурсное дело», Густав Алинк - почетный гость множества международных конкурсов. В качестве наблюдателя он посетил более 300 состязаний, присутствовал и на проводимых у нас: работал в жюри второго «Клавиариума» - международного молодежного конкурса пианистов-любителей, прошедшего весной в Москве, а прошлым летом в качестве журналиста-фрилансера из Нидерландов наблюдал за работой XIV Конкурса Чайковского.
- На прошлом Конкурсе Чайковского в Москве вы участвовали в круглом столе на тему «Музыкальные конкурсы - бизнес или искусство?». Не могли бы вы теперь - специально для читателей нашей газеты - развернуто высказать свою точку зрения по этому вопросу?
- Музыка и хорошее исполнение – это всегда искусство. И оно необходимо нам всем, это важная часть нашей жизни. Музыка, я считаю, является «питанием» для нашей души. Что касается бизнеса, то, конечно, музыкантам приходится как-то пробиваться и отдавать этому процессу свои силы. Академические музыканты сами не могут сделать карьеру. Им нужна помощь, причем одинаково и на личном, и на профессиональном уровнях. Понятно, что люди, окружающие и помогающие музыканту, требуют отдачи, им нужен определенный доход с того, что они делают. Это педагоги и менеджеры. Если есть какая-то деятельность, какие-то мероприятия, в это всегда вовлечены деньги. И это нормально. Почти ничего нельзя организовать без денег. Поэтому мне кажется логичным, что в искусство все же вовлекается бизнес.
Но бывают весьма сомнительные моменты, когда люди начинают эксплуатировать ситуацию, иногда мы можем наблюдать экстремальные случаи преобладания бизнеса в деле искусства. Некоторые молодые музыканты, которые уже выиграли достаточно много призов, стали лауреатами престижных конкурсов, продолжают участвовать в подобных мероприятиях. С одной стороны, они хотят повысить свой престиж в музыкальной среде, с другой стороны, они не прочь получить еще и денежные призы (зачастую этот фактор является весьма и весьма существенным!). Эти причины подтверждают и то, что не так просто уйти с конкурсной сцены и действительно строить карьеру концертного пианиста. Важным аспектом мне представляется еще, что места проведения международных конкурсов сами по себе часто бывают притягательными. А если организаторы конкурса предлагают бесплатное или почти бесплатное участие, а то и спонсируют дорогу и проживание, это может служить дополнительным стимулом для исполнителя. Известны случаи, когда некоторые музыканты этим пользовались: они откликались на приглашение, но своевольно отказывались от участия в конкурсе уже во время его проведения.
Для организаторов конкурса конкурс это тоже бизнес, только обычно не финансовый (иногда организаторов обвиняют в том, что они «придерживают» деньги, когда не дают какое-то из мест, но это редкость). Основная выгода здесь – контакты с известными музыкантами, которых потом можно пригласить в жюри, и, конечно, сохранение контакта с победителями конкурсов. Для концертных промоутеров, менеджеров, импресарио конкурс - это действительно бизнес. Ведь они должны привлечь музыкантов, организовать хороший концерт, найти подходящий зал, сделать рекламу, собрать хорошую публику и собрать хотя бы небольшую прибыль.
- Действительно ли сегодня престижный конкурс - это самый верный путь продвижения на международную сцену?
- Международные конкурсы подготавливают хорошую платформу для начала карьеры концертирующего пианиста. Но это очень сильно зависит от характера и менталитета музыканта. Некоторым конкурсы могут и мешать. Хорошо известны случаи, когда пианисты делали прекрасную карьеру, не прибегая к конкурсам. Среди них - ваши пианисты Евгений Кисин, Аркадий Володось, норвежец Лейф Ове Андснес.
- Есть ли у вас свой личный рейтинг фортепианных конкурсов? Каков он и почему именно такой?
- Рейтинг конкурсов… Лет десять назад я серьезно думал об этом и разработал свою классификацию международных конкурсов, дав им «звезды»: пятизвездочные конкурсы, четырехзвездочные, трехзвездочные и, конечно, конкурсы «без звезд». Чтобы честно составить такую классификацию, нужно очень многое принять во внимание. Я выработал 32 аспекта, которые расположил в порядке важности. Я все это описал в четвертой редакции своей книги «Piano Competitions Worldwide», опубликованной в 2003 году. На вершине списка – фиксированное количество концертов в респектабельных залах, обещанное победителю. К другим факторам я отнес состав жюри, возможности практиковаться перед конкурсом, аккредитации и т.д.
- Как вы оцениваете сегодняшних молодых пианистов?
- Уровень международных конкурсов сегодня поразительно высок. Технические навыки молодых музыкантов очень сильно переросли навыки предыдущих поколений, и это лично меня очень захватывает. Однако так же замечательно, что музыканты «делают музыку», а не только лишь стараются убедить жюри и публику в своей виртуозности. Говоря о манере интерпретации музыки пианистами из разных стран, хочется отметить тот факт, что пианисты из России лучше понимают русскую музыку, венгры более чутко играют Листа и Кодаи, а французы весьма выразительны в интерпретации Дебюсси и других французских композиторов. Это понятно, так как музыканты воспитываются в своей культурной среде, получают специфическое образование. Конечно, некоторые пианисты с детства ездят в разные страны, учатся у разных педагогов, стремясь стать разносторонними музыкантами. Но результаты тоже бывают разными.
- Для чего создан и чем занимается фонд, который вы основали вместе со знаменитой пианисткой Мартой Аргерих?
- Основная цель фонда «Алинк - Аргерих» – помогать молодым музыкантам (в основном, пианистам) получать объективную, правдивую информацию о конкурсах. С другой стороны, мы оказываем помощь организаторам конкурсов в организации конкурсных мероприятий. Если мы узнаем о каких-то проблемах, мы всегда стараемся проявить поддержку. Мы уже помогли многим музыкантам и организаторам. Наш фонд зачастую оказывает и материальную поддержку.
- Спасибо за внимание к нашей газете!
Поделиться: