– Сергей Александрович, ваш фестиваль имеет солидную историю, а как все начиналось?
– Идея фестиваля возникла в сложные 90-е годы, когда музыканты и художники практически не имели возможностей для организации концертов и выставок. Вместе с тем новые веяния, настроения и надежды стимулировали творческие поиски. Фестиваль должен был стать площадкой, на которой можно было встретиться с публикой, услышать в концертном исполнении собственное сочинение, выставить картину или прочитать стихи.
– В чем была специфика фестиваля?
– С самого начала фестиваль ориентирован на синтез искусств, центром которого была и остается академическая музыка. Я сам, будучи в первую очередь профессиональным музыкантом, занимаюсь живописью, пишу стихи, а среди моих друзей есть представители многих видов искусства. Хотелось привлечь всех, сделать фестиваль интересным для публики. Тогда это было уникальным предложением. Во всяком случае, в Петербурге ничего подобного не было. В дальнейшем многие фестивали стали развиваться в сходном направлении. На самом деле такой синтез отражает особое состояние современного искусства, когда многие авторы не ограничиваются одним направлением, да и большинство современных форм искусства носит синтетический характер. Вспомним хотя бы перформанс. За прошедшие годы на фестивале помимо музыки, изобразительного искусства и поэзии были театральные постановки, кинофильмы, мультфильмы и многое другое. Сегодня принципиально важно сохранить этот синтез.
– Если в момент возникновения фестиваль был в числе очень немногих в России, то сейчас ситуация принципиально изменилась: количество предложений огромно, публика не успевает за интересными событиями. Каково место вашего фестиваля в современных условиях?
– Действительно, сегодня время фестивалей. Только в сфере академической музыки их не один десяток. Это очень хорошо, это радует. Это стимулирует творческую активность, развитие искусства, и это важно для каждого человека. Услышать хорошую музыку в качественном исполнении – это прекрасно. Тем более что в сфере искусства нет конкуренции в привычном коммерческом смысле.
Что касается нашего фестиваля, то он занимает вполне определенную нишу. У нас сложился круг постоянных участников, к нему каждый год добавляются новые имена. Существует и своя публика, которая регулярно приходит на наши концерты и выставки. Ей интересно искусство во всем многообразии проявлений. В специфике фестиваля важно отметить его дружеский настрой, ориентированный на каждого – исполнителя, слушателя или зрителя – и определяющий особое, можно сказать, интимное фестивальное пространство.
Для фестиваля характерно и особое понимание современности. Современно то, что созвучно времени, находит отклик в душе человека. Именно поэтому на концертах звучит как музыка ныне живущих композиторов, так и классические произведения, будь то барокко или классицизм, но современное звучание им придает интерпретация. В искусстве нет и не может быть хронологии. И оценивается оно исключительно с точки зрения мастерства исполнителя и воздействия на публику.
Для нас искусство – это пространство во Вселенной, а каждый его представитель – это микрокосм, притягивающий к себе других. Каждый интересен в равной степени. Фестиваль ориентирован на ценность человеческой индивидуальности, это очень важно.
– Как именно синтетический характер отражается в фестивальной программе?
– Традиционно в фестивале представлены три основных направления: музыка, изобразительное искусство и поэзия. Программа каждого включает в себя ряд концертов, как минимум две художественные выставки и поэтические чтения. К этому ядру ежегодно добавляются кинофильмы, спектакли, научные чтения. Отражая современные тенденции в развитии искусства, мы стремимся к активному внедрению в фестивальную практику новых художественных форм. В наших программах, например, были представлены перформансы-импровизации. Слушатели до сих пор вспоминают перформанс «Песнь песней царя Соломона». Это была импровизация на заданную тему. В действе участвовали певица Тамара Сморякова, скрипач Марк Белодубровский, флейтист Аркадий Цыпкин, я был за фортепиано, балетную партию исполняла Мария Рихтер. Одновременно импровизировали художники Владимир Лабутов и Евгений Гиндпер.
У каждого фестиваля есть своя драматургия: он строится по законам музыкального произведения. Программа – это не «сумма участников», а художественное целое, в котором отдельное «высказывание» является частью общего замысла.
– Кто помогает вам в организации фестиваля?
– Организовать фестиваль без дружеской поддержки было бы невозможно. В первую очередь необходимо вспомнить Галину Анатольевну Мыльцину, которая в то время была сотрудницей музея-заповедника «Ораниенбаум». Собственно, все и началось с ее легкой руки. Три первых фестиваля полностью проходили в Ораниенбауме. Сегодня Государственный музей-заповедник «Петергоф», в состав которого вошел и «Ораниенбаум», является постоянным партнером фестиваля, каждый год наши концерты и выставки проходят также в Мемориальном музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, в Фонде художника Михаила Шемякина у нас много друзей, которые поддерживают фестиваль, помогают в его организации и проведении, всех не перечислить. А в числе наших учредителей – Союз композиторов и Союз концертных деятелей Санкт-Петербурга.
– Кто участвует в фестивале с самого начала?
– Многое в жизни фестиваля связано с композитором и скрипачом Марком Белодубровским, постоянным участником и вдохновителем разнообразных интересных программ. Нельзя не сказать о замечательном певце с широчайшим диапазоном творческих интересов и возможностей – Андрее Славном. Звездой фестиваля стала заслуженная артистка России певица Галина Сидоренко. Еще одна важная для нас личность – художник и музыкант Валентин Афанасьев. С первого фестиваля в нем принимает участие актер, заслуженный артист России Леонид Мозговой. Очень ценна для фестиваля и лично для меня творческая дружба с народными артистами России певицей Ольгой Кондиной и дирижером и виолончелистом Сергеем Ролдугиным. Невозможно представить фестивальные концерты без постоянной ведущей – актрисы Ольги Ворсиной. У фестиваля есть уникальная особенность: человек, попадая в его орбиту, остается с ним на долгое время. Даже когда человек покидает этот мир, он остается с нами в своих произведениях, в нашей памяти о нем.
Из года в год количество участников постоянно увеличивалось. Много лет на фестивале выступают замечательная пианистка, заслуженная артистка России, профессор Петербургской консерватории Нина Серегина со своими учениками, ансамбль солистов Оркестра им. В.В. Андреева под руководством заслуженного артиста России Владимира Фонина. Среди наших артистов есть ансамбль молодых исполнителей под руководством Николая Мажары и истинное украшение фестиваля – певицы Надежда Хаджева и Юлия Симонова. В разные годы в концертах принимали участие Губернаторский симфонический оркестр, оркестры Михайловского театра и Государственного Эрмитажа, дирижеры Александр Титов, Андрей Аниханов, Станислав Горковенко, Дмитрий Хохлов. У нас существует детский проект – не могу не вспомнить брянский детский фольклорный ансамбль «Соловушки», выступления учеников ДМШ им. А. Петрова и В. Гаврилина, десятилетки при консерватории. И это далеко не все.
– Кто обеспечивает международный статус фестиваля, какие интересные проекты увидела публика?
– Иностранные участники выступали на фестивале с самого начала, за время его существования мы приняли представителей 20 стран. В их числе, например, прекрасные кларнетисты: профессор Королевской консерватории в Брюсселе Хедвиг Швимберг и Мишель Моранг из Нидерландов, а также французский пианист Пьер Морабиа, итальянский флейтист Роберто Фабричиани.
В прошлом году большой интерес вызвал китайский проект с масштабной выставкой картин современных художников из Художественной академии в Пекине. Выставка стала событием в культурной жизни еще и потому, что зрители получили возможность не только познакомиться с изобразительным искусством зарубежной страны, но и пообщаться с авторами. По фестивальной традиции выставка сопровождалась концертом, на котором звучала традиционная китайская музыка, а также музыка современных российских и китайских композиторов. «Китайский проект» был реализован при помощи китайского композитора Пэн Чэна, друга нашего фестиваля.
– Какие мероприятия можно было бы назвать изюминкой фестиваля?
– Все по-своему интересны, даже уникальны. Например, у нас сложился особый тип концертов, которые традиционно проходят в Фонде художника Михаила Шемякина. Сейчас такого рода мероприятия называют «проектами». Это проект на заданную тему: он объединяет музыку, специально написанную российскими и зарубежными композиторами, и художественную блиц-выставку. Иногда действие дополняется поэтическим словом. Темы проектов разные: «Звери Св. Антония» по гравюрам М. Шемякина к стихам Дм. Бобышева, «Портреты и автопортреты», «Посвящение учителям», «Художник и муза». Заданная тема – стимул для творческой активности участников, и это одно из достоинств фестивалей: хороший фестиваль всегда стимулирует к созданию чего-то нового. Для публики же эти проекты – всегда интересное событие, привлекающее большое внимание.
– Каковы перспективы фестиваля?
– Следующий будет юбилейным, и мы надеемся порадовать нашу публику встречами с любимыми исполнителями и новыми интересными проектами. Очень важно, чтобы каждый человек имел возможность послушать хорошую музыку в хорошей компании.
Поделиться: