АРХИВ
11.12.2010
Калейдоскоп

Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского номинирован на звание лауреата книги «Россия. Рекорды и достижения-2010». Суть рекорда БСО зафиксирована на основе справки Гостелерадиофонда от 8 ноября 2010 года: «ФГУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» сообщает, что в коллекции Гостелерадиофонда хранится свыше 900 часов (хронометраж 981:44:35) звукозаписей Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, ныне БСО имени П.И.Чайковского, периода 40 - 90-х годов ХХ века. Среди них: 1370 произведений (хронометраж – 453:03:52), записанных в студиях; 256 концертных программ (хронометраж 314:00:55), записанных по трансляции из концертных залов и 224 концертные программы (хронометраж 213:39:48), записанные на Центральном телевидении.

В Московском международном Доме музыки стартовал необычный проект - «Шедевры мировой культуры в 3D». Его суть заключается в том, что зрители смогут одновременно наслаждаться и музыкой, и шедеврами живописи в объемном изображении. Впервые в России полотна из коллекции Третьяковской галереи, «переведенные» в формат 3D, стали частью «синтетического перформанса» наряду с симфонической музыкой. Более полному восприятию способствует применение специальных стереоочков – атрибута многих современных кинотеатров. Первая программа была посвящена русскому авангарду начала XX века: художникам Казимиру Малевичу и Василию Кандинскому. Музыка - С.Прокофьева и Д.Шостаковича в исполнении оркестра «Новая Россия» под управлением Ю.Башмета.

* * *

Известный российский музыкант и философ Владимир Мартынов, - который настаивает на том, чтобы его больше не называли композитором, ибо, говорит он, «время профессиональных сочинителей давно ушло», - представил в Санкт-Петербурге свое новое музыкальное произведение: «Дети выдры». На создание «Детей…» его вдохновила одноименная «сверхповесть» футуриста из Серебряного века Велимира Хлебникова (жанр сверхповести - ноу-хау писателя). Хлебниковский принцип сочетания несочетаемого положен и в основу музыкального полотна Мартынова – «этномифологической сюиты». Как объясняет автор музыки, выдра - родня человеку: так, предки тувинцев считали, что именно ей люди обязаны своим главенствующим положением в природе. Выразить замысел Владимир Амртынова взялись пермский академический хор «Млада», московский ансамбль «OPUS-POST» и снискавший мировое признание тувинский ансамбль «Хуун-ХууР-Туу», музыканты которого владеют горловым пением.

* * *

В Санкт Петербурге прошел III международный фестиваль-конкурс «Interfolk in Russia» (11 - 16 ноября). В нем принимали участие более 80 коллективов самых разных возрастов и направлений (хоры, ансамбли, оркестры) из Греции, Франции, Хорватии, Болгарии, Голландии, Великобритании, Кореи, Финляндии, Австрии, Дании, Италии, Латвии, Алжира и, конечно, России. Абсолютный победитель конкурса – обладатель Гран-при танцевальный ансамбль из Хорватии «Dalmacija» (художественный руководитель – Миливой Ралевич).

* * *

В Перми завершился V международный фестиваль «Джаз-лихорадка» (24 – 28 ноября). Концерты проходили не только в Перми, но Соликамске и Осе. Кульминацией стал двухдневный «Джаз-марафон». Вместе с ведущими пермскими музыкантами в нем принимали участие квартет Валерия Черноока (Москва), ансамбль Андрея Кондакова (Санкт-Петербург), Марио Калдарару (Россия - Болгария), Клаус Бургер (Германия), Константин Трок (Израиль), Трио Олега Бутмана (США - Россия), Стив Бостер (США), квинтет "Tuni Funk" (Польша - Тунис), другие исполнители. Название фестивалю дала пьеса «Джаз-лихорадка», написанная в 1930-е годы одним из родоначальников советского джаза Генрихом Терпиловским. Он организовал первый в СССР джаз-клуб - в Ленинграде, - а оркестр под его руководством был одним из лучших в стране. В 1949 году Терпиловский переехал в Пермь, где остался до конца своей жизни.

* * *

В Челябинске финишировал II Международный конкурс пианистов имени Станислава Нейгауза. В нем участвовали 33 музыканта из России, Украины, Китая, Кореи, Бельгии, Венгрии, Франции и других стран (в возрасте не старше 36 лет). Жюри конкурса возглавила народная артистка СССР, профессор Московской и Мюнхенской консерваторий Элисо Вирсаладзе. Первая премия не присуждена. Лауреат II премии – Михаил Берестнев (РАМ им. Гнесиных), III премия у Сергея Белявского (ЦМШ при Московской консерватории).

* * *

На сцене Чувашского государственного театра оперы и балета отгремел ХХ Международный оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова (23 - 27 ноября). Он по традиции открывался премьерой: в этом году зрителям представили оперу Федора Васильева «Шывармань», постановка которой была поддержана грантом президента Чувашской республики (режиссер спектакля Максим Жучин). С этой национальной оперы в 1960 году началась история оперного театра в Чебоксарах. К ней театр возвращался уже дважды – в постановках 1981 и 1987 годов.

* * *

В Петербурге состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме по адресу: Набережная реки Мойки, 112, где в период с 1928 по 1970 год жил выдающийся российский органист, педагог, теоретик органного исполнительства Исайя Александрович Браудо. Инициатором установки памятного знака выступил Союз композиторов Санкт-Петербурга.

* * *

Великобритания стала кладезем неизвестных рукописей Антонио Вивальди. В октябре в семейном архиве маркизов Лотиан обнаружили ноты флейтового концерта «Великий могол», а в ноябре - пару скрипичных сонат среди бумаг, подаренных лондонскому музею «Foundling Museum». Впервые за последние 270 лет эти произведения прозвучали 28 ноября в Ливерпуле в исполнении британского ансамбля старинной музыки «La Serenissima».

Поделиться:

Наверх