Top.Mail.Ru
АРХИВ
09.12.2011
ТВОРЧЕСТВО КАК ЭНЕРГЕТИКА ДОБРА

«Ставя перед собой художественную сверхзадачу при создании нового произведения, я прислушивался к своему внутреннему голосу и чувству – писать ясно, понятно и ярко». Так пишет музыку Валерий Кикта.

22 октября профессор Московской консерватории композитор Валерий Кикта отметил свой 70-летний юбилей. В это трудно поверить, глядя на энергичного и жизнерадостного человека, каким все знают Валерия Григорьевича! В честь юбиляра Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева Московской консерватории организовала замечательную выставку. А 30 октября при аншлаге в Малом зале консерватории состоялся авторский концерт Валерия Кикты, ставший настоящим триумфом композитора.

…Найти индивидуальность звучания, отражающую внутренние ощущения художника, личную интонацию, способную «зацепить» ухо искушенного слушателя, перегруженного противоречивым современным звуковым потоком, - задача очень нелегкая. Но таким творцам, как Валерий Кикта, она вполне подвластна. Важнейшее свойство этой крупной художественной личности - независимость от изменчивости всеобщих пристрастий и каких бы то ни было течений. Валерий Кикта пишет так, как чувствует, в естественной для себя манере, сочетающей лучшие традиции русского искусства и новизну звучания. Этот синтез давно стал «визитной карточкой», узнаваемой особенностью музыки композитора. И еще одна характерная черта творчества Валерия Кикты – стремление к диалогу со слушателем, желание быть понятым. По мнению Валерия Григорьевича, истинное музыкальное откровение означает постижение слушателем глубинного содержания, красоты и богатства гармонии, а его воздействие приносит душе человека утешение, успокоение.

Валерий Григорьевич Кикта родился на Украине, в поселке Владимировка Донецкой области. Музыкальное образование начал в Московском хоровом училище (руководимом тогда А.В. Свешниковым), что навсегда отозвалось особой любовью к хоровой музыке. Дальнейшая учеба была продолжена в Московской консерватории по классу композиции у профессора С.С. Богатырева, а затем, по рекомендации Д.Д.Шостаковича, - в аспирантуре под руководством Т.Н.Хренникова.

60 - 70-е годы в творчестве композитора ознаменовались поиском в сфере красочности звуковой палитры - обращением к сонорике, использованием алеаторических приемов. В 1990-х и более позднем периоде Валерий Кикта все более разворачивается в сторону естества интонационной природы, открытой эмоциональности музыки, сонорика сочетается с опорой на модальность, а алеаторика - с индивидуальным тематизмом. Важно, что образно-смысловая концепция для автора всегда являлась первоначальной, основополагающей и ставится превыше абстрактных конструктивный идей.

Музыка Кикты широко известна не только в России, но и за ее пределами, в том числе в странах Европы, Канаде и США. В творческом портфеле композитора 11 балетов; его перу принадлежат также симфонические произведения - «Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Святой Софии Киевской», Вариации на тему П.И. Чайковского «Был у Христа-младенца сад», «Похищение Европы» (по картине В.Серова), «Владимир-Креститель». Валерием Киктой написаны оратории и кантаты «Княгиня Ольга», «Песнь о матери», «Святой Днепр», «Свет молчаливых звезд», инструментальные концерты - в том числе для фортепиано, для четырех видов флейт, для гобоя, валторны, тубы, для двух арф. Есть у автора интереснейшие произведения для органа, хоровые, вокальные и камерно-инструментальные сочинения, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыка для театра и кино.

Многие замыслы композитора возникали из общения с замечательными исполнителями, которые становились затем интерпретаторами его музыки. Среди них И.Козловский, В.Дулова, О.Эрдели, Г.Рождественский, Р.Баршай, В.Федосеев, Н.Некрасов, В.Понькин, В.Кожухарь, В.Серенко, А.Корнеев, В.Кастельский, Г.Кремер, Т.Гринденко, Т.Тауэр, Н.Шамеева, Д.Котенок, А.Паршин, К.Орбелян. Хоровыми сочинениями Кикты дирижировали А.Свешников, К.Птица, В.Соколов, Г.Эрнесакс, К.Аренг, О.Оя, Е.Тытянко, Л.Ермакова, В.Попов, С.Калинин, Л.Конторович и многие другие.

С 1991 года Валерий Кикта начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, а с 2010 года возглавил кафедру инструментовки. За годы работы В.Г. Кикта воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. Среди его учеников - члены Союза композиторов России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов С.Голубков, А.Гордейчев, В.Волошин, В.Виноградов, П.Карманов, Т.Новикова, А.Райхельсон, Л.Лангер, Р.Львович, Д.Курляндский, А.Сюмак, К.Бодров, А.Гущан, М.Хорькова, В.Затула, Б.Рысин, А.Ромашкова, Д.Коростылев, Н.Прокопенко, Н.Попов; дирижеры П.Клиничев, А.Шамеев, М.Грановский, В.Валеев, А.Рейн, А.Верещагин, К.Шимарев, В.Горбик, И.Мокеров, Б.Кинтас; музыковеды Д.Ломтев, Р.Насонов, В.Залесский и другие.

Мне также посчастливилось быть ученицей Валерия Григорьевича и ощутить высочайший уровень его мастерства, когда он на занятиях с нами, студентами, объяснял приемы инструментовки, «закладывая» в нас прочный базис профессионализма. И для меня совсем неудивительна фраза, которую я однажды услышала от одного маститого композитора: «Да, я бы с радостью поучился у Кикты!» Это было после прослушивания оркестровых работ учеников Валерия Григорьевича, которые всегда звучат ярко и наполненно. Особо хочется отметить его чуткость, необыкновенную тактичность и искреннее отношение к своим подопечным. Профессор Кикта всегда приветлив, легок в общении и старается всячески помочь молодым коллегам, что не так уж часто встречается в творческой среде.

Помимо композиторской и педагогической деятельности Валерию Кикте удается вести насыщенную общественную жизнь. Он возглавляет комиссию музыкального театра Союза московских композиторов, является председателем правления Русского арфового общества и президентом Регионального общественного фонда им. И.С. Козловского, работает в жюри различных конкурсов. Благодаря таким людям, как Валерий Григорьевич Кикта, благодаря духовной направленности их творчества, несущего добрую энергетику, современному человеку становится легче преодолеть многие жизненные трудности и найти то утешение души, которое может дать только высокое искусство!

Поделиться:

Наверх