«Говоря о воспитании детей, о приобщении их к искусству, мы хотим, чтобы они были культурными, образованными, общительными, творческими людьми; мы хотим привить им нравственные, моральные качества, научить уважению к другим и самоуважению, в конце концов – научить их жить в соответствии с внутренним голосом и не быть заложниками обстоятельств». Такова позиция ведущего методиста Международного центра музыкального образования Татьяны Смирновой.
- Вряд ли найдутся педагоги или родители, которые эту позицию оспорят или скажут: нет, нам это не интересно. Именно это и интересно! Но где начать обучение ребенка, чтобы он развивался именно так, как мы говорим? Куда ни отведи трехлетнего малыша - в школу, студию и так далее, - практически везде сразу начинают заниматься развитием навыков по образцу: «ручку туда, ножку сюда, делай так, как я показываю». Достаточно ли привить ребенку навыки, чтобы вырос гармоничный человек? И становится ли гармоничным тот, кто всего лишь многое попробовал? Этими вопросами я задалась 20 лет назад, начав воспитывать собственного сына. Постепенно сложилась комплексная программа, которую я назвала «Становление личности посредством искусства».
Все начиналось так…
- Познакомившись с программами для детей от трех лет, я поняла, насколько они упрощают возможности ребенка, а поэтому зачастую строятся на примитивном материале (имею в виду программы 20-летней давности). Я хотела, чтобы мой сын вошел в мир искусства с настоящей классической музыкой, а не с детскими песенками. Для воспитания и развития маленького человека нужна была некая социальная среда, в которой он мог бы развиваться. Так появилась моя первая группа учеников – соседские дети, которые собирались у меня дома.
Стремясь понять своего ребенка, я стала смотреть на мир его глазами, отказавшись от стереотипов, присутствующих в сознании взрослого человека, и как бы родилась заново. Я поняла, на что именно стоит тратить ценное время жизни ребенка, которое не повторится больше никогда. Ведь только до 6-7 лет, а не позже, можно заложить в человека все самое важное из того, что понадобится ему в жизни. И не надо считать, что он «ничего не поймет», не надо сюсюкать с ним, как с котенком. Наша задача - научить ребенка не только одеваться, аккуратно кушать и говорить «спасибо», а научить учиться (причем – легко учиться), научить общаться, трудиться, любить и быть любимым, видеть богатство мира и его многообразие, чувствовать его красоту и этим жить.
Как этого достичь
- На первое место в нашей программе вышла задача развивать эмоциональную сферу ребенка, без чего невозможно восприятие искусства. В раннем возрасте возможности обучения профессиональным навыкам крайне ограничены: ребенок не может выполнять сложные движения, тяжело воспринимает знаки (ноты, буквы, цифры), но при этом обладает колоссальными способностями эмоционального восприятия и образным мышлением. Именно на практике, вразрез с общепринятым взглядом, я поняла, что, например, симфоническую музыку трехлетки воспринимают лучше, чем большинство школьников. У малышей нет навязанных штампов о ее сложности и, следовательно, нет отвержения. Так я выяснила, что они любят слушать музыку Стравинского, Равеля, Дебюсси, Прокофьева и современных композиторов. Хотя многие из взрослых, даже имеющих специальное музыкальное образование, признаются, что их «раздел» любимой музыки заканчивается XIХ веком. Преподаватели зачастую выстраивают знакомство с музыкой в прямом хронологическом порядке от Глюка и далее и не доходят до современной академической музыки, потому что считают ее слишком сложной и для себя, и для детей. Но именно для детей, которые только открывают мир музыки, границ сложности не существует. Я убедилась, что близкая им по времени музыка XX века созвучнее их ощущению мира, чем, например, старинная музыка, поэтому пошла в своей программе в «обратной последовательности».
«Проживаем» музыку
- Благодаря возрастным
На семинарах мы все это делаем вместе с педагогами, и в такие моменты они в восторге от самих себя, потому что не подозревали что, насколько, оказывается, талантливы!..
Тренинг, сказки, притчи и стихи
- Сказки адаптируются под
Приведу в пример тренинг, который проводится на первом уроке. Итак: Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов». Всем известно, что рождение ребенка – это определенный стресс для него и, как всякий стресс, способен спровоцировать психологические проблемы. На музыке «Балета…» я провожу специальный тренинг «нового рождения» для снятия этого стресса. Кратко опишу: «Мы – птенцы, и лежим в яйце. Ничего не видим, не чувствуем запахов, не можем ничего потрогать, можем только слышать. Вы растете, набираетесь сил и вот уже готовы появиться на свет». Следуя музыке, дети кистью руки «пробивают клювом скорлупку», толчком ног откидывают ее, вскакивают, кричат громко и радостно: «Пи-и»! Создается атмосфера, при которой они ощущают радость и восторг рождения. Сильный толчок ногами и опора на них дает уверенность в жизни - «дети крепко встают на ноги». А потом мы начинаем заново открывать мир, который совсем не страшный, а интересный и даже веселый. «Прорабатываем» все чувства, которые спали до рождения: различаем запахи, цвета, тактильные ощущения. И мир вокруг детей рождается вновь и вновь. Таким образом, негативный опыт заменяется положительным.
Так, для решения определенных задач и развития необходимых качеств выбирается каждое музыкальное произведение. Обучая преподавателей, мы обязательно проводим эти же тренинги, и с ними происходят те же внутренние изменения, что и с детьми. Поэтому в отзывах звучит неизменная благодарность: «Мы приехали одними людьми, а уезжаем - совсем другими. Вы помогли нам избавиться от комплексов и решить многие наши проблемы. Теперь мы смотрим на мир другими глазами».
Благодатнейший материал - притчи, которые несут в себе вековую мудрость разных народов и религий: буддийские, христианские, исламские, в том числе суфийские, иудейские. Перед детьми стоит задача не пересказать, а донести смысл притчи - это серьезная умственная тренировка. Они думают над притчей, рассказывают ее своими словами, находят в ней тонкие смыслы, затем сочиняют собственные притчи, исходя из опыта своей жизни. Например, я рассказываю притчу: «Маленькая улитка ползет, а воробьи хохочут – «куда ползешь»? – «Ползу за вишней». – «Какая вишня, еще даже почки не набухли»! – «А пока доползу, как раз вишня и созреет». Я предлагаю детям адаптировать эту притчу к их жизненной ситуации. И они начинают объяснять, что чтобы что-то получить, нужно к этому достаточно долго идти, идти спокойно, радуясь каждому новому шагу.
Мы работаем и со стихами – причем вовсе не детскими: с поэзией Пушкина, Бунина, Тютчева. Главное – осознать красоту слова. Понимая красоту слова, дети сами хотят говорить красиво.
Когда ребенок эмоционально наполнен, у него появляется желание выразить свои чувства в слове, в рисунке, в танце, в музыке: вот теперь развитие навыков становится для него насущной потребностью. И он начинает учиться осознанно, для себя, а для отметки.
Что получается
- Моя программа рассчитана на 7 лет обучения и состоит из двух ступеней: для детей от 3 до 6 лет и от 7 до 10 лет. За период обучения они узнают столько классической музыки, что по объему она превышает объединенную программу музыкальной школы и училища. Приведу пример, который приятно удивил родителей. Братья 4 и 6 лет остались дома одни. Вернувшись, родители застали их за просмотром фильма-оперы «Князь Игорь». Их удивило то, что дети из всей обширной видеотеки предпочли оперу, а не мультики. А другой малыш, просыпаясь, отказывался вставать, пока мама не включит балет «Ромео и Джульетта». И это - типичные случаи для моих учеников: художественные впечатления становится жизненно необходимыми.
Родители
- На мой взгляд, единственная система воспитания, которая дает реальные результаты, это самовоспитание. В человеке от рождения заложена положительная программа на стремление к совершенству. Зачастую воспитание сводится исключительно к командам – «делай это», «делай то». Я отучаю родителей командовать детьми, потому что выполнение команд еще не говорит о воспитанности человека. Приведу пример: мы попросили родителей не руководить ребенком в том, что он может сделать сам, и не делать лишних замечаний. Результат был потрясающий: родители замолчали на целый день. Многие мне потом сказали – «нам просто не о чем было с детьми говорить». Мы, взрослые, даже не отдаем себе отчета в том, какова сила привычки давать многочисленные, нередко бессмысленные указания, вроде - «сначала надень колготки, а потом ботиночки». Учитывая, как редко родители хвалят ребенка (по статистике - в день 98 замечаний и две похвалы), я вынуждена проводить сказку-тренинг, которая направлена на то, чтобы дети не обижались на родителей, чтобы у них не появился комплекс «нелюбимого ребенка», а чтобы они пришли к мысли: «Меня любят, мне помогают стать тем, кем я хочу». Картинка переворачивается, и дети говорят маме: «Спасибо, что ты меня ругаешь!». Приведу еще один пример. Я прошу детей и родителей в течение месяца составлять список всех счастливых моментов, которые они испытали за два-три дня между занятиями. Если ребенок все время думает, что мама обещала купить велосипед и не купила, то живет с нерешенной проблемой и не видит вокруг себя позитива. А если ребенок научится замечать маленькие радости, – цветок распустился, птичка прилетела, – он будет жить настоящим, которое для него станет прекрасным. И вся жизнь наполнится радостью.
Где и для чего внедрять эту методику
- В нашем Центре мы не выбираем детей - принимаем всех. Нет детей, не способных воспринимать искусство. Сейчас все родители хотят, чтобы их ребенок стал личностью. Но специальных занятий, где бы им помогли, нет ни в системе дошкольного обучения, ни в школе. В общеобразовательной школе дети долгие годы изучают литературу. А многие ли из них любят читать? А где поклонники поэзии? И классическую музыку слушают в детском саду и в школе, а в наушниках детей звучит попса. Это общая проблема всей нашей системы образования, которое, в основном, происходит по схеме «заучи и воспроизведи». Родители часто спрашивают у нас: Есть ли в нашем Центре подготовка к школе? Я отвечаю: в традиционном понимании - умение читать и писать – нет, но мы учим детей учиться. Почти все мои ученики – становятся отличниками. Почему? Потому что они чувствуют и воспринимают иначе, нежели обычные дети, и обучаются по-другому, они включены в процесс, а не сидят на уроках безучастно. Это влияет и на качество, и на скорость обучения. Те дети, которые прошли хотя бы первую ступень по нашей программе, в любом коллективе становятся лучшими: и в детском саду, и в частном лицее, и в общеобразовательной или музыкальной, художественной, балетной школе, в театральной студии. Это показатель эффективности метода. Поэтому и предмет этот может быть внедрен в любом из этих учреждений.
Как передать опыт
- Мою методику сложно внедрить, потому что к такому подходу не привыкли. Просто рассказывать о ней в лекционном формате – не имеет смысла. Есть книга «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством, или Искусство воспитания», которая дает теоретическое понимание, как и эта статья, но научиться через чтение невозможно. Поэтому мы решили проводить семинары-тренинги, создавая на них специально организованную активную среду, чтобы преподаватели смогли освоить методику на собственном опыте. Для них это оказалось так же ново и интересно, как для детей. Акцент в обучении ставится на развитии способностей, при помощи которых можно преподавать по этой системе. Каждое упражнение сначала проводится, а затем объясняется, для чего оно нужно и как работает. В обучении мы широко используем проблемный метод, который поставленным вопросом готовит сознание слушателя к восприятию нового, а затем происходит передача знаний. Педагоги не только проживают все на себе и получают информацию, но и начинают самостоятельно творить прямо на семинаре - сочинять сказки, проводить игровые занятия с коллегами. Но это взрослые, и с ними сложнее, чем с детьми, поэтому сначала надо убрать страхи, зажимы, повысить самооценку человека.
Большинство учебных заведений работает в парадигме «получаем информацию – передаем ее дальше». Чтобы отказаться от этого, чтобы пробудиться к истинному знанию, нужно попробовать по-другому. И когда преподаватели - участники семинаров - начинают раскрываться, они удивляются и радуются тому, насколько способны и талантливы. Ко мне на занятия неоднократно приходили психологи, в том числе из МГУ с кафедры возрастной психологии, которые насчитали 6 психологических методов, одновременно применяемых в течение 60 минут наших уроков с детьми. Эти же методики применяются и на семинарах.
Программа семинаров очень
__________
* Публикуется в продолжение материала,
Поделиться: