Съезжал театр на временное жилье в административный зал на Новом Арбате, совершенно не приспособленный для оперных постановок, как казалось тогда, совсем ненадолго, а прожил там почти десятилетие. Помимо долгостроя, реконструкция столкнулась и с проблемой другого рода – с протестами защитников старинной московской архитектуры, поскольку это только в советскую эпоху здание театра было Домом медика, а вообще-то оно представляет собой усадьбу князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых, ведущую свою историю с XVIII века. В итоге московские власти и общественность встали на сторону театра, и историческое событие свершилось – «Геликон» вновь распахнул свои двери по старому адресу.
Входя в театр, узнаешь лишь несколько прежних пространств: величественную лестницу, парадное фойе (названное теперь Историческим), Белоколонный зал, носящий ныне имя княгини Шаховской, где четверть века назад родился «Геликон» и долгие годы играл свои замечательные спектакли. Все остальное неузнаваемо преобразилось. Даже бывшее «оперное кафе», где «Геликон» представлял свои совсем уж камерные спектакли, опознать невозможно – оно радикально похорошело и получило имя Покровского. А еще появились небольшие залы «Образцова» и «Тихонов» (в честь первого главного дирижера труппы), театр прирос роскошными пространствами гардеробов и буфетов, но самое главное, конечно, – зал «Стравинский» на полтысячи мест. Его интерьер парадоксальным образом сочетает русскую старину (крыльцо усадьбы, которое теперь оказалось в самом центре нового зала и выполняет функции «царской» ложи) и футуристические образы (парящие над публикой акустические «геликоны» – они же светильники), а технические возможности сцены беспрецедентны.
Официальное открытие – с многочисленными вип-персонами в зале и каскадом международных звезд на сцене (среди самых-самых – Ольга Бородина, Инва Мула и Александр Антоненко) состоялось 2 ноября, после чего концертную программу с разным составом участников исполняли на вновь обретенной сцене целую неделю. «Домашнее» открытие (с представителями прессы) прошло чуть раньше, 31 октября, – в этот вечер вместе с труппой «Геликона» на сцену зала «Стравинский» вышел Дмитрий Хворостовский, эталонно спевший арию Графа ди Луна из вердиевского «Трубадура».
Концерт, срежиссированный бессменным художественным руководителем «Геликон-оперы» Дмитрием Бертманом, включал более двадцати самых разнообразных номеров, в которых была задействована практически вся труппа театра, – большинство арий и сцен из опер «делились» между несколькими артистами одного голосового амплуа, что позволило увидеть за один вечер в «Стравинском» очень многих. Одним из главных «фигурантов» концерта оказался знаменитый геликоновский хор (хормейстер Евгений Ильин), как всегда живо и задорно не только певший (лучший номер хора в певческом плане – конечно же, знаменитый хор евреев из «Набукко»), но и выполнявший многочисленные пластические задачи постановщика. Оркестр театра под управлением главного дирижера Владимира Понькина звучал профессионально, хотя и не без помарок, причина чего, возможно, в высоком темпе череды праздничных мероприятий, связанных с открытием театра.
Главное достоинство всей программы вечера – кураж, веселье и юмор, чем всегда был славен «Геликон». Энтузиазм, творческое горение, помноженные на мастерство, – фирменные характеристики театра, которые он сумел сохранить за четверть века своего существования, и теперь есть где развивать дальше это богатство – настолько грандиозен «дворец», что получил в свое распоряжение «Геликон». За редким исключением большинство номеров праздничной концертной программы были сработаны в эстетике доброго капустника, когда посреди каватины Фигаро активно вторгшаяся сопрано вдруг начинала выпевать рулады Царицы ночи, а куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» продолжались композицией Дивы Плавалагуны из «Пятого элемента» Люка Бессона, причем легкие сопрано, исполнявшие этот номер, своим «прикидом» напоминали скандальную Леди Гагу. Из тех номеров, что были сделаны серьезно, более всего запомнилась каватина Кончаковны в исполнении маститой Ларисы Костюк.
В один вечер сумели вместить значительную часть геликоновского репертуара – «Паяцев» и «Запрет на любовь» (редкую оперу Вагнера), «Бал-маскарад» и «Кармен», «Бориса Годунова» и «Травиату», а музыкальные номера перемежались видеопоздравлениями Марии Гулегиной, Пласидо Доминго и Хосе Куры. У большого корабля под названием «Геликон» начинается большое плавание: уже в середине ноября состоится первая оперная премьера на возрожденной сцене – ею станет «Садко» Римского-Корсакова, опера, выпавшая из столичного репертуара три десятилетия назад. Обращением к этому шедевру русского классика Дмитрий Бертман делает большой подарок музыкальной Москве.
На фото Дмитрий Бертман
Поделиться: