Проведение разнообразных концертов привычно в учреждениях художественного образования. Фестивали с участием симфонического, камерного, духового, народного оркестров, камерных ансамблей и хора из числа студентов и преподавателей колледжа уже свидетельствуют о расширении рамок его деятельности. К примеру, для участия в Оперном фестивале им. Л.В. Карташовой, международном фестивале «В ожидании Рождества», фестивалях исполнителей: на духовых и ударных инструментах «NORD-FEST», на народных инструментах «Рассыпуха», – приглашаются дирижеры, концертмейстеры, солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Красноярска, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Но даже в контексте насыщенной жизни Норильского колледжа искусств спектакль «Играем в Танго», объединивший исполнительские силы колледжа, Городского центра культуры и Норильского заполярного театра драмы, – проект особый, снискавший неподдельную популярность.
ПРЕКРАСНЫМ ДНЕМ РОДИЛОСЬ ТАНГО
Идея и режиссура музыкально-хореографической фантазии принадлежит директору колледжа Елене Владимировне Истратовой. В основу спектакля положен Концерт для бандонеона и оркестра Астора Пьяццоллы «Aconcagua». В музыкальную ткань вплетены и другие произведения в стиле танго, в каждом из которых «проживается» своя история. Семнадцать мгновений: нежно-лиричных и страстных, юмористических и печальных, трагических и пьяняще счастливых.
…На сцене – южная ночь, звездное небо и маленькое кафе. Шумит море. Появляется дирижер и голос за кадром: «Африканцы в аргентинских пампах, Прикосновения и зов барабанов… Моряки, эмигранты, Бандонеон, скрипка и флейта, Хабанера, мелодия кастаньет – Медленно, медленно рождалось танго». Сдержанная страстность движений появляющихся пар (Е. Малько, Р. Лесик, З. Велиева и В. Фролочкин) рождает предчувствие интриги. Совсем юные (Д. Мыслицкая и Р. Джумашев) кружатся в танце первой любви; красотку в ярко-красном (В. Баранова) и влюбленного юношу (О. Кустов) сменяют мимы: коренастый морячок на невидимом канате вытягивает из-за кулис испанку с веером (М. Калмакова и А. Оранский). «Родился танец – хвастливый, обитающий в пригородах; красивый, футуристичный и ностальгический».
ИГРАЮТ ВСЕ!
В спектакле занято более 100 человек. Прежде всего, это камерный оркестр колледжа с расширенной группой ударных, ритм-секция (приглашена группа BeatBand из Санкт-Петербурга под руководством барабанщика Михаила Истратова, выпускника колледжа), солисты-баянисты, преподаватели Евгений Чернышев и Рустам Шайхисламов. В спектакле нет слов, но есть песни, которые исполняют студентка Туркен Салманова и выпускницы колледжа разных лет – Елена Мелехова, Валентина Сморыго и Екатерина Бачурина.
В постановке особенно важна роль дирижера, ведь он не только управляет большим исполнительским составом, но и, подыгрывая происходящему на сцене, импровизирует. Для премьеры прибыл из Минска маэстро Андрей Галанов. В двух других показах оркестром дирижировал заслуженный артист России П. Шаромов (Новосибирск), который, будучи профессиональным вокалистом, исполнил и вокальную партию танго «Ревность».
В танцевальный состав вошли воспитанники хореографического отделения колледжа и городских коллективов: ансамбля бального танца «Болеро» Е. Малько, народного ансамбля «Оганер» В. Фролочкина, ансамбля современного танца «Фристайл» О. Шендрик, а также брейк-группа «Высокая энергия» А. Оранского.
Несколько танго-историй представили драматические артисты. Актер Роман Лесик и танцовщица Елена Малько – одна из самых эффектных пар спектакля. Великолепно танго стариков в исполнении Нины Валенской и Сергея Ребрия, заслуженных артистов России. Елена Кузьменко и Александр Глушков проникновенно «пересказали» случайную встречу двух немолодых людей (танго Oblivion).
ХИП-ХОП И ТАНГО НА ПУАНТАХ
Фантазия автора спектакля, подхваченная хореографами-постановщиками, расчерчивает балетную графику элементами аргентинского танго, латины, брейк-данса, хип-хопа и модерна. Напряженный пульс танго «Santa Maria» задает бит-боксер. Ритм-секция и расширенная группа ударных с литаврами накатывающими волнами расставляют акценты на каждом квадрате танца, доводя его до эффектной кульминации. Блестящей техникой и артистизмом «взрывают зал» и воспитанники В. Фролочкина в брутальном, мужском танце соперничества в танго «Фугато» А. Пьяццоллы.
«Для меня очень важно, чтобы студенты не только получили опыт участия в большом творческом деле, но и смогли открыть в себе неведомые прежде грани. Открытием стал Никита Елисеев, исполнивший сольную партию в постановке Анны Соколовой. Уже не узнать привычно застенчивого юношу в роли влюбленного в балерину (Кристина Баландина) гитариста «Небесного танго» Диенса…», – комментирует Елена Владимировна.
ПЛЯСКИ СМЕРТИ, ТАНЕЦ ЖИЗНИ
Брызжущая солнцем энергия жизни торжествует в танго «Римские каникулы» группы Matia Bazar: в лучах контрового света, в развевающемся на ветру палантине за оркестром появляется певица, а по лунной дорожке в причудливом фраке со связкой шаров через зал движется рыжая клоунесса (О. Шендрик). Этот же дуэт – певица Е. Бачурина и хореограф «Фристайла» – передает предельное напряжение танго «Sola»: в змеиной пластике рук «звучит» кроваво-красное полотно, как надорванное одиночеством сердце.
По признанию режиссера, труднее всего было хореографически решить финальную часть. За сложной по языку и форме музыкой устремляются и пары, и дети, танцующие свое первое танго, и маски смерти. Герои спектакля и зрители очищаются прозрением, что от рождения до смерти мы танцуем танго-жизнь.
Эта большая коллективная работа бесконечно любима всеми участниками спектакля. «После своего номера я пошел в зал, чтобы посмотреть на плоды общего труда, – поделился впечатлениями студент колледжа, флейтист Илья Макаров. – Зрелище меня так захватило, что я чуть не пропустил выход на финал!»
Заслуженная артистка России Светлана Светличная оказалась в зале из-за непогоды. «Счастлива, что впитала красоту синтеза музыки и танца, силу талантов нового поколения. Думаю, что норильскому «Танго» аплодировали бы и в других городах и странах!»
Поделиться: