Top.Mail.Ru
АРХИВ
08.04.2011
ВЕСТИ ИЗ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Комитет по культуре Ленинградской области, как следует из положения о его деятельности, «осуществляет государственное регулирование в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия». Однако во время состоявшейся в марте встречи с первым заместителем председателя комитета - заслуженным работником культуры России З.В. Желдиной – мы поинтересовались, прежде всего, участием комитета в жизни учреждений дополнительного детского образования.

- Зоя Владимировна, много ли учреждений детского дополнительного образования находится в ведении вашего комитета?

- Достаточно. В Ленинградской области функционирует 98 музыкальных, художественных школ и школ искусств, где занимается более 20 тысяч детей. Наиболее способные ребята получают стипендии Комитета по культуре, и ежегодно в апреле мы устраиваем почетный праздник с концертом наших стипендиатов, транслируя его по региональному телевидению. Любой ученик от первого до последнего класса школы может стать нашим стипендиатом - для этого нужно активно участвовать в жизни школы и набрать необходимое количество баллов.

- Кто в основном преподает в этих школах – много ли педагогической молодежи?

- Большинство из двух тысяч преподавателей наших школ – специалисты с высшим образованием. Их возрастной ценз, как правило, высок, и мы, конечно, заботимся о том, чтобы привлекать и поддерживать педагогическую молодежь. Губернатор области на протяжении последних десятилетий оказывает помощь молодым специалистам, которые приходят работать в учреждения культуры в период с июня до 1 сентября. В прошлом году таких новичков было 17. Каждый молодой специалист получает единовременно 15 000 рублей. И вот уже три года действует еще одно постановление губернатора, которое также стимулирует молодежь. Если специалист заключает контракт с директором школы на три года вперед, то все это время от правительства Ленинградской области он ежегодно получает по 56 000 рублей. На мой взгляд, такая сумма для преподавателя, только что закончившего собственное обучение, весома.

- Думается, чтобы установить подобный порядок вещей, необходимо преодолеть немалые трудности. Есть ли они в вашей сегодняшней работе?

- Конечно, как у всех, у нас есть проблемы. И в настоящий момент это проблемы законодательного характера. Например, реализация закона о местном самоуправлении поставила наши школы в неравное положение. В пяти из 17 районов, которые входят в структуру Ленинградской области, музыкальное образование отдано управлению образованием, представители которого иначе, чем мы, понимают контроль над деятельностью ДМШ. Дополнительное образование в системе общего образования, а не культуры, - это всевозможные «дома»: пионеров, юных техников, детского творчества и т.д. Мы ни в коей мере не конфликтуем и не собираемся делить детей или, раз они теперь находятся «в образовании», игнорировать их в наших конкурсных программах, нет. Но управлять этой ситуацией достаточно тяжело. Конечно, мы стараемся с Комитетом по профессиональному и общему образованию прийти к каким-то совместным знаменателям. Рекомендуем прислушиваться к Комитету по культуре при аттестации педагогов, которая проходит раз в пять лет. Ведь в данном плане подход управления образованием ставит наших преподавателей в нехарактерную ситуацию, когда они не отчитываются за свою творческую деятельность, а вынуждены заполнять формуляры, что само по себе не определяет авторитет педагога и не работает на него. Скажем, в системе образования есть понятие поурочного плана, которое в системе культуры не является критерием качества работы педагога. И так далее.

- Наверное, столь же болезненный вопрос - переход учреждений культуры в статус автономных?

- В Ленинградской области это - точно так же, как и переход «в образование» или «в культуру», - будет решаться по желанию и решению глав муниципалитетов. Мы, конечно, как орган управления пытаемся повлиять на ситуацию – специально проводили конференцию и совещание директоров наших школ, высказывали свое мнение на заседании коллегии Комитета по культуре, где присутствовали заместители глав администраций. Мы настоятельно рекомендуем сохранить систему без перехода ее учреждений в статус автономных. Думаю, никого не нужно убеждать, что абсолютно коммерческим этот проект быть не может, как не может быть и платного обучения детей, иначе мы рискуем никогда не получить новых Рубинштейнов или Чайковских, потому что талант ребенка и финансовые возможности его родителей не находятся в прямой зависимости. В районах Ленинградской области есть руководители, которые все-таки стараются сохранить социальный компонент образования, чтобы давать возможность учиться детям из необеспеченных семей. И в целом переход на автономию в нашей области происходит, но не носит повального характера.

Анализируя ситуацию, мы видим, что есть благополучные районы, которые могут вкладывать деньги в образование детей, и там, да, переводятся на автономное управление учреждения дополнительного образования. Однако мы знаем, что автономное учреждение не дает учредителю права уменьшать социальный заказ: сколько из бюджета это учреждение получало до перехода - столько же должно получать и после, хотя бы на первых порах. Посмотрим, как «автономная система» будет работать. Хотелось бы, конечно, чтобы переход, если он неизбежен, происходил как минимум постепенно. Это было бы и логичней: поработав немного в бюджетном учреждении нового типа и поняв, что возможно и себя содержать, и еще деньги зарабатывать, - вот тогда и менять статус. Но между тем замечу, что на детском художественном образовании заработать нельзя, что оно обязательно должно быть дотировано из бюджета. В противном случае мы попросту лишимся нашей уникальной системы образования.

Уже сейчас можно говорить о неравномерном развитии специальностей, преподаваемых в наших школах. Самым востребованным направлением в ДШИ остаются хореография, зрелищные виды искусства. Из музыкально-исполнительских это, конечно, фортепиано, гитара, вокал. Мы с тревогой наблюдаем, как сокращаются наборы на отделения русских народных, академических струнно-смычковых и духовых инструментов. Вот три направления, на которые народ фактически перестал водить своих детей. Для исследования и изменения этого печального состояния дел два года назад мы, например, организовали фестиваль духовой музыки и дали ему публичную оценку. В фестивале участвовали и детские, и взрослые коллективы, и мы убедились, насколько непросто их собрать. Для того чтобы были взрослые коллективы, надо начинать с обучения детей. Тут еще нужно учитывать, что Ленинградская область большая, и специалистов не хватает. Если в тот или иной уголок области никто не поедет - там будет только то, что уже есть, не более. И не всегда там работают преподаватели перечисленных мною «проблемных» специальностей. Поэтому, возвращаясь к вышесказанному, важнейшая на сегодня задача Комитета по культуре - пытаться равномерно привлекать специалистов на места, чтобы не было перекосов в музыкальном образовании.

Несмотря на сложившиеся в настоящий момент трудности, мы надеемся, что система детского художественного образования будет сохранена, что она останется, как это было всегда, предметом нашей всеобщей гордости и уникальным образцом того, как надо взращивать юные таланты.

Поделиться:

Наверх