Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.10.2015
БАХ ЖИЛ РЯДОМ С НАМИ
Столетию со дня рождения Альберта Лемана Московская консерватория посвящает фестиваль из произведений композитора и его учеников

…Читая недавно материалы диссертации, посвященной Альберту Леману, я вдруг поймала себя на интересном ощущении: некоторые факты биографии и даже черты личности Лемана перекликаются с Иоганном Себастьяном Бахом. Судите сами: А. Леман получил первоначальное музыкальное образование от своего отца, с ранних лет профессионально работал в музыке, его жизнь делится на несколько крупных периодов, связанных с работой в разных городах, он был как прекрасным композитором, так и исполнителем, удивительным педагогом, он пережил голод блокады и почет премий, стрессы, связанные с организационной и руководительской работой, и успех исполнений его музыки, и даже болезни, одолевшие к старости, не помешали его творчеству расти и расти все выше до самого дня смерти. Не кажется ли вам, что это чем-то напоминает образ того Баха, который таскал ноты из запертого шкафа и переписывал их при свете луны, того Баха, который пешком ходил в другой город слушать Букстехуде?..

Я совершенно уверена, что масштаб личности Лемана ни в чем не уступает баховскому. Просто не все еще это почувствовали. Никто из нас не был достаточно настойчив, чтобы организовать настолько много исполнений Альберта Лемана, чтобы каждый человек услышал, насколько прекрасна его музыка. Но мы стараемся. Композиторский факультет Московской консерватории, декан А.А. Кобляков и другие коллеги организовали несколько концертов, в которых уже прозвучала и еще прозвучит музыка Лемана и его учеников. В перерывах между концертами мы, конечно, говорили об Альберте Семеновиче.

Композитор, пианист, органист доцент консерватории Сергей Голубков:

 – Я благодарен судьбе за то, что, учась в консерватории у Т.Н. Хренникова и Н.Н. Гуреевой, имел возможность приходить и к А.С. Леману, чтобы консультироваться, советоваться по тому или иному поводу. Общение с такими корифеями всегда имеет огромное значение как в профессиональном, так и в личностном плане. Невозможно забыть и постоянные житейские хлопоты Лемана о молодых музыкантах, и, конечно, его замечательное чувство юмора, которое передают некоторые характерные высказывания. Например: «На первом курсе композиторы должны писать всякую мелочь – пичужек, букашек, черепашек, затем переходить к более крупным млекопитающим и заканчивать консерваторию каким-нибудь слоном или гиппопотамом».

17 сентября в Большом зале консерватории прошел симфонический вечер, на котором прозвучал не только Концерт для скрипки с оркестром А. Лемана (солист Назар Кожухарь), но и сочинения его учеников: Концерт для альта с оркестром Михаила Коллонтая (солистка Най-Юэ Чан, Тайвань), Tro Mot До Хонг Куана, две части из симфонии «Золотая Орда» Азамата Хасаншина, Концерт для терменвокса с оркестром Олеси Ростовской. Симфоническим оркестром Министерства обороны дирижировал Роман Белышев.

28 сентября состоялся концерт в Малом зале консерватории. Исполнялись сочинения А. Лемана: Concerto da camera для флейты, кларнета, скрипки, альта, виолончели и чембало (ансамбль «Студия новой музыки» п/у Ст. Малышева), «Концертные вариации на тему М. Росси» для виолончели и фортепиано (Д. Чеглаков и С. Голубков), цикл пьес в старинном стиле для клавесина «Франсуа Лежен – простодушный», который многие годы существует в репертуаре Татьяны Сергеевой, Хорал для органа (в исполнении Д. Дианова), а также органные сочинения Сергея Загния «Музыка XVIII века»; Игоря Гольденберга – «Хорал на тему Д. Букстехуде»; Федора Строганова – Токката; фортепианная фантазия «Воспоминания о Брюгге» Михаила Петухова.

Альберта Лемана вспоминает виолончелист Дмитрий Чеглаков:

– Юмор, конечно, у него был потрясающий. Я ему как-то жаловался, что плохо знаю музыкальные формы, поэтому мне трудно сочинять. А он сказал, что лично преподавал анализ музыкальных форм и может меня уверить, что, скажем, появляется материал, который мы, например, назовем "А". Через некоторое время может появиться какой-нибудь элемент "В", а потом еще какой-нибудь элемент "С". Так что «не надо вам, Дима, морочить себе голову, можете идти сочинять». А если серьезно, то могу вспомнить его знаменитое «талантливый человек не может быть ленивым».

С композитором, органистом доцентом Московской консерватории Дмитрием Диановым тоже состоялся интересный разговор:

– У Альберта Семеновича очень мало органных сочинений. Я даже не знаю, является ли его Хорал оригинальным сочинением для органа или это транскрипция.

Олеся Ростовская: – Вообще он имеет название «Хорал из Симфонии Doppia», но в партитуре органа нет. Весь московский архив Альберта Семеновича по его завещанию передан Московской консерватории. После его смерти я, сидя у него дома, разобрала и систематизировала все ноты, которые там на тот момент были, в том числе и рукопись этой симфонии.

Д.Д.:  Я бы хотел на нее взглянуть, но сейчас, во время ремонта консерватории, Отдел редкостей недоступен. Чем больше я играю этот Хорал, тем больше понимаю, какая в нем красота. Леман обладал потрясающим слухом, у него нет случайных созвучий, а есть переживание каждого звука. Я бы очень хотел, чтобы его наследие продолжало звучать.

Альберт Семенович сыграл большую роль в судьбе композитора, пианиста, перформера доцента Московской консерватории Сергея Загния:

– Он мог задать какой-то парадоксальный вопрос, который ты запоминал на всю жизнь. Он был психологически чутким человеком, умел находить контакт с самыми разными людьми. Моя жизнь изменилась благодаря Альберту Семеновичу самым радикальным образом, потому что именно он пригласил меня преподавать в консерватории. Ну и, конечно, имело значение само общение. Допустим, начал я интересоваться минимализмом, а ему это было не очень по душе. Но все равно я мог себе позволить делать все, что я хотел. И это поучительно для меня как для преподавателя.

Ко многим из нас Леман относился, как к детям. Он нашел какую-то свою интонацию: забота была ненавязчивой, иногда подтрунивал, но совсем необидно, его реакция на наши юношеские глупости была не снисходительностью, а великодушием. Возможно, именно в этом и заключалась та сила свободы, которую мы чувствовали. Счастливые озорники, которые знали, что могут «хулиганить» безопасно, ведь даже в самый сложный момент есть кому тебя поддержать.

Композитор и дирижер Диляра Габитова тоже вспоминает родительскую заботу Лемана:

– Мы с Диной Суфияровой были самые младшие в классе, и Альберту Семеновичу все время хотелось нас покормить. Перед уроком он всегда покупал большую плитку весового шоколада и не начинал урок до тех пор, пока мы не съедали по хорошему куску. Еще он много говорил про будущее, и многое сбылось из того, что он говорил о моей будущей судьбе.

4 октября в Зале Мясковского концерт музыки А. Лемана и его учеников: А. Ветлугиной, Д. Габитовой, Х. Кампоса, В. Левицкого, Л. Родионовой, Д. Ушакова, Дм. Чеглакова, М. Якшиевой. Приняли участие исполнители: Т. Сергеева (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Дм. Чеглаков (виолончель), С. Голубков (фортепиано), О. Ростовская (терменвокс), Г. Кротенко (контрабас), А. Ветлугина (орган), М. Якшиева (фортепиано), И. Гольденберг (фортепиано), К. Ильина (арфа), Л. Родионова (фортепиано). Прозвучал и орган. Хотя большинство органных сочинений, задействованных для фестиваля, было сыграно именно в Малом зале, где орган обладает большим количеством регистров и большими возможностями.

В частности, свое сочинение там показал пианист, органист, композитор Игорь Гольденберг, также вспоминавший А. Лемана:

– Для меня он – целая солнечная система! Ты с ним общаешься, что-то спрашиваешь, а он отвечает вроде бы просто, но при этом лично у меня было чувство, что он все мое мироощущение ставит на место. Я к нему впервые пришел в училище. Потом много играл его фортепианные пьесы и ему, конечно, показывал. Он ведь был пианист и делал очень ценные замечания.

На консерваторских органных концертах за кулисами всегда можно встретить органного мастера Наталию Малину:

– …Подхожу как-то к Альберту Семеновичу и говорю: «Со мной один мальчик советовался: хочу музыку писать, но не так, как все, а как-то по-другому, но не знаю, как». А Леман мне отвечает: «Пусть ко мне придет. Но вообще вы за него не беспокойтесь, если ему нужно писать, он будет знать, как писать».

В общении с Альбертом Семеновичем не было пустой болтовни, даже самые простые разговоры рождали в нас новые образы и идеи, побуждали читать, интересоваться самыми разными вещами и, конечно, размышлять и сочинять.

Все концерты кафедры композиции уже много лет ведет композитор, преподаватель Московской консерватории Анжелика Комиссаренко:

– Однажды Альберт Семенович сидел после экзамена и говорил: «Я вспоминаю, как был на море и собирал камешки. Разные цветистые интересные камешки. Почему-то этот берешь, а другой нет, даже непонятно, по какому критерию отбираешь. И я воспринимаю наших студентов, как такие камешки – все разные, цветистые». Мне это сравнение, почему-то, запало в душу.

На концерты фестиваля в Москву приехал доцент Уфимской государственной академии искусств композитор и дирижер Азамат Хасаншин:

– Имя Альберта Семеновича в нашей семье произносилось очень часто. Мои родители окончили Казанскую консерваторию, мой отец у него учился. Мне было лет одиннадцать, отец привел меня к памятнику Чайковскому в Москве и сказал: «Ты будешь учиться здесь у Лемана». Он при взгляде на человека сразу видел его насквозь. Он мог в каждом ученике увидеть то, чего ученик еще сам в себе не видел, он помогал человеку найти самого себя. Человек должен найти собственную идентичность, и если ты успеваешь это сделать, то у тебя появляется шанс прожить не чужую, а свою собственную жизнь.

Вместе с ребятами, которые учились у Альберта Семеновича в его последние годы, мы планируем особенный проект – коллективное сочинение, связанное с музыкой Лемана. Концерт состоится 21 ноября в Зале Мясковского – до встречи в консерватории!

Поделиться:

Наверх