Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.10.2015
ПЯТЬДЕСЯТ НА ПЯТЬДЕСЯТ
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан открыл пятидесятый сезон – пятидесятилетие в этом году отметит и руководитель коллектива Александр Сладковский

17 сентября, кажется, вся Казань устремилась в Большой концертный зал им. Салиха Сайдашева на первый концерт юбилейного сезона Госоркестра республики. Известный, уважаемый коллектив, руководимый в былые времена такими мэтрами, как Натан Рахлин и Фуат Мансуров, тем не менее долгие годы пребывал в тени более успешных коллег. Стремительный взлет начался после того, как пять лет назад оркестр возглавил Александр Сладковский, и теперь ГСО Татарстана числится одним из лучших в России. В Казани оркестром гордятся, его выступления идут при аншлагах, благодаря ему симфоническая музыка вошла в моду. Отвечая на вопросы о содержании нового сезона перед началом концерта-открытия, художественный руководитель и главный дирижер ГСО заметил: «Мы не парк развлечений, мы занимаемся академическим искусством, которое требует тишины, серьезного подхода».

О серьезности планов А. Сладковского говорит намеченная на сезон симфоническая серия, которую можно было бы назвать «Из неигранного: казанские премьеры». И предполагаются исполнения не диковинок, а вполне «мейнстримовских» Шестой и Седьмой симфоний Малера, Шестой симфонии Шостаковича и Девятой Брукнера (последнее сочинение прозвучало в вечер открытия и далось непросто – и музыкантам, и слушателям). Сладковский намерен развивать с ГСО коллекцию Малера, а также Шостаковича – в частности сыграть все его симфонии и инструментальные концерты к 50-летию коллектива, что, как подчеркнул дирижер, впервые произойдет в российском региональном оркестре. (Действительно, сегодня «полный Шостакович» – только в арсенале Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра.)

Однако самое концептуальное нововведение сезона – статус композитора-резидента: отныне у ГСО есть композитор, который будет писать для него эксклюзивно, в сотрудничестве с дирижером и музыкантами. Такая практика в мире весьма распространена – у нас же нечто подобное существует, пожалуй, лишь в Мариинском театре, где в качестве резидента – постоянного приглашенного композитора – фактически выступает Родион Щедрин (вспомним эксклюзивные заказы: оперу «Левша», написанную к открытию «Мариинского-2», и только что завершенную оперу «Рождественская сказка», мировая премьера которой состоится в декабре).

В отличие от Мариинского театра, резидентом ГСО Татарстана будет композитор молодой – 28-летний Эльмир Низамов, выпускник Казанской консерватории и аспирантуры по классу профессора А. Луппова. Симфоническая поэма Э. Низамова «Небесное движение» открывала концерт 17 сентября и прозвучала ярко, мощно, динамично. Эта современная и в то же время традиционная в хорошем смысле партитура с щедрой, богатой тембровой палитрой вполне доступна широкой публике. О ней автор высказался так: «Идея была в том, чтобы погрузить слушателя в космос, небеса, движения облаков, звезд, планет. Когда мы видим огромные пространства, мы не можем сконцентрироваться на чем-то одном, над нами все движется. В моем сочинении то же самое». (Слушатели в переполненном зале приняли «Небесное движение» весьма благосклонно.)

В беседе с Эльмиром я узнала, что он сочиняет музыку с 11 лет и что к настоящему моменту уже достаточно востребован: в прошлом году, например, Театр драмы и комедии им. Карима Тинчурина поставил его оперу на сюжет древней татарской легенды «Черные палаты». «В последнее время у меня насыщенная жизнь, много проектов, – рассказал Эльмир. – ГСО уже играл мою музыку в 2009-м – тогда дирижировал еще Фуат Мансуров. Сейчас у нас с оркестром заключен контракт, но без жестких обязательств: я должен в этом сезоне написать минимум одно крупное произведение для одного отделения концерта, остальное зависит от меня».

Объясняя свой выбор композитора, А. Сладковский назвал Э. Низамова среди «безусловных фаворитов в Татарстане» и добавил: «Возможно, выбор мой субъективен, но искусство вообще вещь субъективная. В целом, я считаю, мы должны внедрять новую практику, это развивает и музыкантов, и композиторскую школу в республике. Мы меняем взаимоотношения, систему. Оркестр становится настоящим коммуникатором, проводником между композитором и публикой».

Помимо множества достоинств оркестр под руководством А. Сладковского имеет репутацию блестящего аккомпаниатора – редкое сегодня качество, на вес золота. Напомню, что дирижер прошел отличную школу Петербургской консерватории, у него большой опыт работы с разными коллективами, в том числе с оркестром оперного театра консерватории и Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга, с «Новой Россией». Но только ли в школе и опыте дело? Мне кажется, Сладковский еще и любит искусство аккомпанемента и понимает, как это важно – создать гармоничный диалог с солистом на сцене. Недаром в Казань один за другим едут солисты мирового уровня, дружно нахваливая ГСО. Так, на концерт-открытие сезона пожаловал звездный греческий скрипач Леонидас Кавакос и тоже был впечатлен: «Я впервые играл с этим прекрасным оркестром, и я счастлив. Впрочем, не сомневался, что так и будет, потому что слышал много хорошего об этом коллективе». Кавакос и ГСО великолепно сыграли Скрипичный концерт Сибелиуса, одного из юбиляров года (8 декабря исполнится 150 лет со дня рождения композитора). Кстати, Л. Кавакос – победитель Международного конкурса скрипачей им. Сибелиуса 1985 года и с тех пор не расстается с главным скрипичным сочинением финского классика.

…Так совпало, что А. Сладковский и ГСО Татарстана родились почти одновременно. 20 октября маэстро отметит свой 50-летний юбилей – конечно, на сцене и с друзьями. В числе друзей – Денис Мацуев, который выступит с двумя концертами: Первым Чайковского и Вторым Прокофьева. «В день рождения Дениса мы вместе играли на сцене Кремлевского дворца в Москве, в мой день рождения – снова вместе, теперь – в Казани», – не без удовольствия говорит Александр Сладковский и цитирует Юрия Темирканова: «В 50 жизнь дирижера только начинается». 

На фото Э. Низамов и А. Сладковский. Фото Сергея Бирюкова

Поделиться:

Наверх