Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.08.2018
ПОД ЗВЕЗДАМИ БАЛКАН
В третьем по величине городе Сербии Нише прошел 27-й Международный хоровой фестиваль. Четыре дня хоры пели на улицах и площадях по обоим берегам живописной Нишавы: особенно много – в старой турецкой крепости, где находится главная фестивальная площадка под открытым небом.

На концерте-открытии выступил сводный хор Ниша под управлением Мирослава Иванковича, исполнивший триптих Драганы Величкович, а также хор и симфонический оркестр Сербского радио под управлением Бояна Суджича, подарившие встречу с бессмертным творением Карла Орфа «Кармина Бурана» (солисты – сопрано Александра Йованович, тенор Александр Толимир и баритон Драгутин Матич). Кантата прозвучала мощно и выразительно; несмотря на то, что дана была без элементов театрализации, как того требует ее авторское жанровое уточнение, впечатление на многочисленную аудиторию произвела немалое.

Главное событие Нишского фестиваля – хоровой конкурс, собравший в этом году десять коллективов. Хоры соревновались два дня (по пять ежедневно), оценивало их международное жюри в составе сербов Милое Николича и Сони Маринкович, черногорца Михайло Лазаревича, россиян Татьяны Дмитриевой и Андрея Горячева. Нашу страну представили любительский московский хор «Элегия» под управлением Марины Алексеевой, существующий более четверти века, страну-хозяйку – белградский хор «Аллилуйя» (дир. Милица Радивоевич), хор Нови-Садского университета (дир. Дуня Деурич) и Певческого сообщества им. преподобного Рафаила Банатского (дир. Сенка Милисавлевич). Соседняя Македония прислала два хора (оба из столицы – Скопье) – камерный хор «Франце Прешерн», представляющий искусство проживающих в Республике словенцев (дир. Томислав Шопов), и хор «Мирче Ацев» (дир. Ясмина Джорджеска). Из Боснии прибыл коллектив этнических сербов – камерный хор Академии музыки Университета Восточного Сараево (дир. Раде Радович), из Болгарии – хор Софийской академии искусств (хормейстер Галина Луканова), приехали также венгерский хор «Аргентеус» (дир. Габор Ковач) и греческий «Синхрони экфраси» (дир. Томас Луциотис).

Выступления коллективов продемонстрировали их весьма высокий профессиональный уровень, каждого было слушать интересно и поучительно. Сложные программы, обилие гармонически и ритмически заковыристых произведений, опора на современные хоровые композиции, ярко выраженный интерес к православной музыке (что неудивительно, учитывая состав участников). Наряду с положительными есть и другие наблюдения: увлечение хоров элементами шоу (только петь по нынешним временам, видимо, уже мало), а они не всегда органичны и порой выглядят искусственным довеском; непонимание русской православной музыки певцами даже из православных стран – сочинения Рахманинова или Шведова порой звучали почти пародийно. По условиям конкурса у него только один победитель: Гран-при по решению жюри отправился в Сараево – всех остальных участников отметили дипломами за их особые достижения.

Праздничное настроение несколько омрачили три момента – их исправление в будущем пошло бы на благо прекрасного в своей основе мероприятия.

Главная беда фестиваля – отсутствие площадки, подходящей для конкурсного прослушивания. Открытое пространство в турецкой крепости не имеет естественной акустики – соответственно, все коллективы выступают с микрофонным усилением. В условиях конкурсного конвейера выстраивать подзвучку для каждого нет возможности, а хоры очень разные по количеству участников (от камерных до больших академических), и не все озвучиваются равноценно. Да и справедливо ли оценивать «микрофонное звучание», многое ли по нему поймешь, можно ли адекватно проникнуться плюсами и минусами исполнителей? Площадка в крепости хороша для массовых, грандиозных акций типа открытия фестиваля, но для тонкой работы предпочтителен зал с натуральной акустикой.

Второй момент. Формально все участники – непрофессионалы, но фактически половина из них – учебные хоры музыкальных вузов, а это уже далеко не любители. Следовательно, конкуренция получается не вполне честная.

Третий момент. К голосованию за приз зрительских симпатий привлечены и коллективы-участники, что несколько абсурдно: таким образом, чистота опроса оставляет большие сомнения…

Поделиться:

Наверх