Со студенческой скамьи, являясь исследователем современной академической музыки, Александр Антонов создает перформансы, и, как сейчас модно говорить, продвигает академическую музыку в социальных сетях. Перепосты идут на пользу: в музее Прокофьева на концерте, организованном в рамках фестиваля к 80-летию Альфреда Шнитке, был аншлаг. Проект получился более чем новаторским.
Концертная форма трансформировалась в art-performance: здесь нет конферансье и пауз для аплодисментов, все номера складываются в одну историю, а полумрак сцены и видео-арт на экранах дают ощущение присутствия в магическом пространстве музыки. Перед выходом артистов на экране появилось такое предисловие: «Эта история, наверняка, будет близка каждому. Рождаясь, душа попадает на землю, где в мире жестокости проходит испытания. Следуя стереотипам и устоям, мы изменяем своему внутреннему миру. И только засыпая, мы становимся сами собой и видим тот мир, который хотели бы создать. Каждый выбирает сам, какой из этих двух миров важнее».
Концерт стал этаким манифестом настоящего времени. «Современный человек находится в дисгармонии с собой, – говорит организатор об идее концерта "Кричащая тишина", – успокаивается он только во сне, а днем никого не замечает и все время бежит, бежит. И музыка Шнитке передает это состояние невероятно точно. Но иногда надо остановиться, оглянуться и посмотреть внутрь себя, побыть с самим собой».
Подготовка к концерту далась нелегко. В течение года врачи боролись за здоровье Александра Николаевича: он перенес операцию на руке и реабилитация пришлась как раз на репетиционный период. Поэтому среди желающих поздравить музыканта-педагога после концерта оказались ученики, родители и… бригада врачей.
«Шнитке ведь долгое время был под запретом в нашей стране, – сказал, когда "погасли свечи", музыкант, – и у многих людей с советских времен осталось какое-то сопротивление к его музыке. Мне отрадно, что после концерта люди старшего поколения говорили, что они открыли для себя нового Шнитке: мелодиста и разнопланового композитора. В залах Московской консерватории немало молодых людей – из тех, кого можно встретить в московском метро в наушниках и с гаджетами, они ходят на концерты и слушают академическую музыку как свою, близкую им, созвучную их мыслям и чувствам».
Александр Антонов ценит новую музыку за ее структуру и трепетное отношение авторов к классическим канонам: на фундаменте качественного материала рождаются новые мелодии и совершенно иные стили. Главное, по его мнению, чтобы академическая музыка по-прежнему могла тревожить и менять души людей. Этому он учит и своих учеников, занимаясь в свободное время, потому что «в академический час сложно уложить то, что у нас в головах». Несколько лет назад он увлек творчеством коллег из ДШИ им. Д.С. Бортнянского и созданный ими квартет позднее стал септетом.
Название «Трагикомедия» – а для идентификации в соцсетях TRAGICOME# – отражает неформальную суть ансамбля. Для своих выступлений они часто берут произведения современных композиторов и соединяют их с классическими образцами. В новом контексте эта музыка звучит по-другому: объемнее, пронзительнее. К примеру, когда после диссонирующих звуков вдруг начинается ясная, восходящая мелодия Баха, это создает сильный эффект.
На упомянутом фестивале А. Шнитке звучала рукопись Пассакальи на два рояля, а для «Полифонического танго», которое давно не исполнялось в России, ноты Александр запрашивал из Гамбурга. С этим произведением «Трагикомедия» и стала в апреле этого года лауреатом фестиваля художественного творчества педагогов Москвы «Признание».
К новому сезону подготовлены две новые концертные зарисовки. Первая – «Отзвуки эпохи» – демонстрирует стилистику барокко сквозь призму времени и состоит из произведений разных авторов. Другая посвящена Году кино в России. Концерт пройдет в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке 21 октября, и там обязательно будет звучать музыка Альфреда Шнитке.
Поделиться: