АРХИВ
30.09.2016
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАНИФЕСТ
Новаторство в соединении с академизмом – это фирменный стиль одного из молодых преподавателей московской ДШИ им. Д.С. Бортнянского

Со студенческой скамьи, являясь исследователем современной академической музыки, Александр Антонов создает перформансы, и, как сейчас модно говорить, продвигает академическую музыку в социальных сетях. Перепосты идут на пользу: в музее Прокофьева на концерте, организованном в рамках фестиваля к 80-летию Альфреда Шнитке, был аншлаг. Проект получился более чем новаторским.

Концертная форма трансформировалась в art-performance: здесь нет конферансье и пауз для аплодисментов, все номера складываются в одну историю, а полумрак сцены и видео-арт на экранах дают ощущение присутствия в магическом пространстве музыки. Перед выходом артистов на экране появилось такое предисловие: «Эта история, наверняка, будет близка каждому. Рождаясь, душа  попадает на землю, где в мире жестокости проходит испытания. Следуя стереотипам и устоям, мы изменяем своему внутреннему миру. И только засыпая, мы становимся сами собой и видим тот мир, который хотели бы создать. Каждый выбирает сам, какой из этих двух миров важнее».

Концерт стал этаким манифестом настоящего времени. «Современный человек находится в дисгармонии с собой, – говорит организатор об идее концерта "Кричащая тишина", – успокаивается он только во сне, а днем никого не замечает и все время бежит, бежит. И музыка Шнитке передает это состояние невероятно точно. Но иногда надо остановиться, оглянуться и посмотреть внутрь себя, побыть с самим собой».

Подготовка к концерту далась нелегко. В течение года врачи боролись за здоровье Александра Николаевича: он перенес операцию на руке и реабилитация пришлась как раз на репетиционный период. Поэтому среди желающих поздравить музыканта-педагога после концерта оказались ученики, родители и… бригада врачей.

«Шнитке ведь долгое время был под запретом в нашей стране, – сказал, когда "погасли свечи", музыкант, – и у многих людей с советских времен осталось какое-то сопротивление к его музыке. Мне отрадно, что после концерта люди старшего поколения говорили, что они открыли для себя нового Шнитке: мелодиста и разнопланового композитора. В залах Московской консерватории немало молодых людей – из тех, кого можно встретить в московском метро в наушниках и с гаджетами, они ходят на концерты и слушают академическую музыку как свою, близкую им, созвучную их мыслям и чувствам».

Александр Антонов ценит новую музыку за ее структуру и трепетное отношение авторов к классическим канонам: на фундаменте качественного материала рождаются новые мелодии и совершенно иные стили. Главное, по его мнению, чтобы академическая музыка по-прежнему могла тревожить и менять души людей. Этому он учит и своих учеников, занимаясь в свободное время, потому что «в академический час сложно уложить то, что у нас в головах». Несколько лет назад он увлек творчеством коллег из ДШИ им. Д.С. Бортнянского и созданный ими квартет позднее стал септетом.

Название «Трагикомедия» – а для идентификации в соцсетях TRAGICOME# – отражает неформальную суть ансамбля. Для своих выступлений они часто берут произведения современных композиторов и соединяют их с классическими образцами. В новом контексте эта музыка звучит по-другому: объемнее, пронзительнее.  К примеру, когда после диссонирующих звуков вдруг начинается ясная, восходящая мелодия Баха, это создает сильный эффект.

На упомянутом фестивале А. Шнитке звучала рукопись Пассакальи на два рояля, а для «Полифонического танго», которое давно не исполнялось в России, ноты Александр запрашивал из Гамбурга. С этим произведением  «Трагикомедия» и стала в апреле этого года лауреатом фестиваля художественного творчества педагогов Москвы «Признание».

К новому сезону подготовлены две новые концертные зарисовки. Первая – «Отзвуки эпохи» – демонстрирует стилистику барокко сквозь призму времени и состоит из произведений разных авторов. Другая посвящена Году кино в России. Концерт пройдет в Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке 21 октября, и там обязательно будет звучать  музыка Альфреда Шнитке. 

Поделиться:

Наверх