Top.Mail.Ru
АРХИВ
20.02.2017
Приют, сияньем муз одетый
Мир музыки – безграничное пространство, в котором нет конца творчеству, свершениям и открытиям. Сокровища можно найти и на таких небольших островках, как детские школы искусств. Мы продолжаем рассказ о ДШИ им. С.В. Рахманинова в Санкт-Петербурге, где сегодня работают мастера самого высокого уровня, которые вместе со своими воспитанниками совершают порой настоящие чудеса.

Самый народный

Отдел народных инструментов, появившийся в пятидесятых годах в музыкальной школе (из которой произросла ДШИ им. С.В. Рахманинова), сегодня возглавляет Л.М. Быстрицкая, музыкант и педагог с многолетним стажем. Именно благодаря ей в руках юных музыкантов-рахманиновцев звучат не только привычные домра, аккордеон или гитара, но и такой экзотический для наших широт инструмент, как неаполитанская мандолина.

Италия на берегах Невы

Программу обучения игре на ней Лариса Михайловна разработала лично, и аналогов ей в России пока нет. Да и уроки Быстрицкой – эксклюзив: ни в одной музыкальной школе Санкт-Петербурга специальности «мандолина» тоже нет.

Желающих осваивать этот инструмент, по словам педагога, не так много, но когда они появляются в школе, то берут уроки с особым усердием. Потом, освоив инструмент, эти немногие становятся, может быть, самыми желанными концертантами на многих площадках Петербурга. Например, одну из лучших учениц Ларисы Михайловны, Веру Касьяненко, несколько лет подряд приглашают для участия в концертах детского лектория «Пикколо», знакомящих слушателей с музыкальными инструментами.

Поскольку музыкальная литература для мандолины – редкость, да и оригинальные произведения для этого инструмента довольно сложны, переложения для своих учеников Лариса Михайловна делает сама, тем самым возвращая к жизни давно забытые композиции Корелли, Верачини, Глюка. По счастью, в этой непростой работе у Быстрицкой есть подспорье: настрой мандолины близок к настрою скрипки, поэтому ей подходят и скрипичные переложения. Но струн у неаполитанской волшебницы больше, чем у той же скрипки, – восемь, и потому она поет своим, неповторимым голосом.

Откуда такая любовь к мандолине у петербурженки? «Звучание старинных инструментов меня влекло всегда, – говорит Лариса Михайловна. – Хотелось освоить какой-либо из них. Искусство игры на мандолине мне показалось не столь недосягаемым, как искусство игры на лютне или виоле да гамба. Да и приобрести ее оказалось проще. Так мандолина и стала для меня не только удовольствием, но и делом жизни – свой опыт я отразила в методических разработках, программе обучения, собрании переложений. Хочу, чтобы это пригодилось другим».

Лицедейство и музыка

На отделе народных инструментов с пристальным вниманием следят за новациями, открывающими интересные творческие возможности для учеников. Одной из таких стала городская программа «Музыка, дети, театр», инициатором которой выступила петербургский театральный деятель Сабина Каманина. Приглашенные в программу народники ДШИ им. С.В. Рахманинова получили неожиданную возможность подготовить спектакль и показать его на сцене Музея музыки, театра и кинематографии. «Делегаты» от отдела выступали и в качестве актеров, и в качестве музыкантов. А об органичности этого сплава позаботилась их наставница Лариса Михайловна, дополнив созданные ребятами сценические образы созвучными этим образам музыкальными композициями. За первым спектаклем последовал второй, третий... Последним стали «Небылицы в лицах», которые захотели увидеть уже и на других сценических площадках города.

Полезно ли юным музыкантам участие в таких проектах? Конечно, считает Л.М. Быстрицкая. Погружение в новый мир, сочетающий музыку и театр, расширение круга общения, выступления на публике помогают им раскрыть разные грани своего таланта. И не только. Такой опыт учит их взаимодействовать и слышать друг друга. Важнейшее качество! Во имя его формирования Лариса Михайловна даже «отправляет» детей играть в оркестр уже со второго класса, хотя это принято делать позже. Но положительный результат налицо. Значит, путь, считает она, – правильный.

Взять высоту

Сказать, что участники школьного оркестра народных инструментов в надежных руках, – не сказать ничего. Ими руководит Владимир Фонин, баянист и дирижер ансамбля солистов Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева. Выступают юные музыканты много, благо репертуарный спектр оркестра очень большой – от обработок народных мелодий до переложений сочинений классиков (Чайковский и Рахманинов – среди самых любимых). Играют ребята и для публики академических петербургских залов, и для бывших фронтовиков, блокадников, живущих в Доме ветеранов. А это как раз те, кто воспринимает музыку особенно – трепетно и с большой благодарностью. Почувствует это юный музыкант – считай, сделан шаг в его духовном становлении.

Любопытные народники (а это свойство им в отделе прививают целенаправленно), конечно, участвуют и в конкурсах самого разного ранга, пополняя копилку родного отдела заслуженными наградами или просто – удивляя, как это было на последнем Международном конкурсе им. С.В. Рахманинова. Тогда ансамбль ДШИ сыграл в переложении сонату Шуберта, а такой сложности задачи не всегда решают даже в консерваториях. Подопечные Л.М. Быстрицкой сделали это, взяв новую – прежде всего для себя – высоту. Поглядывают с профессиональным интересом воспитанники отдела даже за границу: одна из учениц Ларисы Михайловны теперь играет в народном оркестре в Швейцарии, другая посетила мастер-класс в Австрии, где интерес к различным аспектам исполнительства на народных инструментах, в том числе русских, сегодня очень велик. У нас бы так! – мечтают в отделе народных инструментов ДШИ, но пока только мечтают. О таких мастер-классах дома что-то не слышно.

Первый среди равных

Это, конечно, о фортепиано – инструменте и соответствующем отделе ДШИ им. С.В. Рахманинова. Возглавляет старейший отдел Елена Юрьевна Матвеева, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии губернатора Санкт-Петербурга и представитель экспертной организации СПб ГКУ «Инспекция Комитета по образованию». Под стать ей, яркой личности, и ее подчиненные. Есть в большом коллективе преподаватели, которые имеют звание заслуженного работника культуры РФ, есть те, кто награжден знаком губернатора Санкт-Петербурга за гуманизацию санкт-петербургской школы или почетными грамотами Министерства культуры РФ, Российского профсоюза работников культуры, есть лауреаты международных конкурсов. Зрелые специалисты задают тон, молодые, с пиететом относясь к их опыту, пытаются соединить его со своими идеями. К примеру, уже успела набрать популярность работа молодого педагога школы Марии Урманчеевой «Основные этапы обучения импровизации на фортепиано». Сегодня она серьезное подспорье для тех, кто хочет учить импровизации в игровой форме самых маленьких пианистов.

Но в ДШИ открывают не только исполнительские горизонты для будущих пианистов (и делают это отменно). В качестве дополнительных предметов по выбору здесь предлагают освоить орган и композицию.

Оrganum

Как это ни удивительно, но в обычной детской школе искусств есть не только акустический орган для репетиций в классе, но и его «большой брат» – настоящий концертный инструмент, стоящий на сцене. Ведет этот класс преподаватель В.А. Мочалов. Ежегодные призовые места на Международном конкурсе органной музыки в Гатчине, дипломы и лауреатские звания других конкурсов – результат его работы. Прижился в школе и интересный опыт совместных органных концертов учеников ДШИ и студентов Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова. В школе понимают: слушая старших коллег, какой же рахманиновец не захочет «прыгнуть» выше, дальше в своем пока еще очень несовершенном мастерстве.

Венец из нот

Еще один класс фортепианного отделения, притягивающий внимание одаренных ребят, – класс композиции. Ведет его Владислав Ивановский, профессор Санкт-Петербургского института культуры. Если преподаватели по сольфеджио и теоретическим дисциплинам обнаруживают в ребенке желание и способность к сочинительству, то направляют его к нему, и композиторские зерно в юном музыканте они взращивают уже вместе. Конечно, до симфоний дело не доходит. Но лирические песни или инструментальные миниатюры ребята сочиняют с энтузиазмом, тем более что знают: свежесть замысла и оригинальность музыкального языка произведения могут потом оценить и публика, и профессионалы. Начиная с 1997 года воспитанники Владислава Ивановского – постоянные участники Международного конкурса «Я – композитор», проводимого Союзом композиторов Санкт-Петербурга.

И конкурс – свой

Для Рахманиновской школы организовать конкурс имени Сергея Васильевича было настолько естественным, что идея, родившаяся ровно двадцать лет назад, тут же нашла поддержку в городском Комитете по культуре. Участвуют в конкурсе с международным статусом не только пианисты, но и вокалисты, камерные ансамбли, фортепианные дуэты – номинаций и категорий много. Но если кто-то подумает, что конкурс, организованный ДШИ, для школьников и предназначен, то он ошибется. Возраст участников – от 7 до... 35 лет. В конкурсе три тура. Первый – заочный, по видео- и аудиозаписям, второй и третий туры – очные. Для вокалистов все три тура – очные.

Стать лауреатом Международного конкурса им. С.В. Рахманинова, занимающего в жизни Санкт-Петербурга особое место, для юного дарования, безусловно, почетно и престижно. Но получить еще и подарок для лауреата, особенно если он ребенок, может быть, не менее радостно. В школе об этом позаботились и привлекли к этой миссии спонсоров. И пусть их круг пока невелик, но это поистине единомышленники, и их бескорыстное участие в конкурсе, уверены в ДШИ, окупится сторицей.

Вот так – в кругу единомышленников, творчески, с ярким оптимистическим настроем и живет ДШИ им. С.В.Рахманинова.

На фото Л. Быстрицкая

Поделиться:

Наверх