Народный артист и лауреат Госпремии Молдавской ССР, ныне дирижер «Новой оперы» Александр Григорьевич Самоилэ 30 октября отметил бриллиантовый юбилей. Дате были посвящены два знаковых события в московском театре, с 2019 года ставшего для маэстро родным. Это премьера «Набукко» (о ней мы писали в октябре) и праздничный концерт «в семейном кругу»: юбиляр – за дирижерским пультом, в роли солисток – его дочери, скрипачка Татьяна Самуил и сопрано Анна Самуил, да и программа коррелировала с узловыми моментами в биографии виновника торжества.
Открывала ее увертюра к «Силе судьбы». В начале 1980-х на посту главного дирижера Молдавского театра оперы и балета Самоилэ начинал свою карьеру с постановки именно этой оперы (позже прославился и другими вердиевскими работами – и в Молдавии, и за рубежами республики; в Москве же его стараниями состоялись российские премьеры «Стиффелио» и «Разбойников»). Увертюра прозвучала и фаталистски сурово, и таинственно – оркестр исполнил ее блестяще, с полной отдачей и пониманием стилистики зрелого Верди.
Далее были представлены Вагнер, Дворжак, Чайковский, Мендельсон, Стравинский, Р. Штраус, Россини и Кальман: слишком пестрый, на первый взгляд, пазл собрался в гармоничную картину, где каждый элемент оказался уместен. В этой связи вспомнились «винегретные» программы Геннадия Рождественского, которые он сам иронично называл «музыкальными ералашами», но которые при всей «несочетаемости» компонентов всегда были внутренне сбалансированными и выстраивались очень продуманно.
На концерте Самоилэ все также было сделано со смыслом. Вагнер, Р. Штраус и Мендельсон означали вехи работы маэстро в Турции – как главного дирижера государственных оперных театров, так и непременного участника международных фестивалей в Стамбуле, Аспендосе и Эфесе. Русская же музыка – «вечная любовь»: ее дирижер исполняет всю жизнь, в том числе играл и в Турции, где она малоизвестна, и на Украине, когда русский репертуар уже «вымывался» из афиш, – в пору работы в Одесском оперном театре с 2009 по 2019 год. Александр Григорьевич вспоминает: «Когда я начинал свое десятилетие в Одессе, там шла только “Иоланта”, а при мне появились такие шедевры, как “Князь Игорь”, “Онегин” и «Пиковая”». К этому стоит добавить и балетную музыку Стравинского, которую Самоилэ активно внедрял в той же Одессе и которая прозвучала и на юбилейном концерте. Россини «отвечал» за его белькантовые премьеры, весьма памятные, – достаточно вспомнить успех «Нормы» с Марией Биешу (и не только в Кишиневе, но и на гастролях в Москве и Ленинграде).
Вся программа была сыграна очень вдохновенно, в ней не было ни одного проходного номера и постоянно чувствовалась мысль интерпретатора. Все же осмелюсь утверждать, что вершинами стали «Колыбельная» и Финал из «Жар-птицы» и Скрипичный концерт Мендельсона, представленный Татьяной Самуил во всем блеске виртуозности, изящества, витальности и одновременно с философской глубиной, по-особенному интимно, тонко. (Сегодня Самуил – профессор консерватории в Брюсселе, а также руководитель камерного оркестра в испанском Сан-Себастьяне.) Гимном романтических грез прозвучало в ее исполнении «Размышление» Чайковского, качества идеальной ансамблистки были продемонстрированы в концертной арии Мендельсона «Infelice» и песне Р. Штрауса «Morgen».
Певица Анна Самуил (ныне солистка Берлинской государственной оперы), обладательница яркого и «технически подкованного» голоса, порадовала встречей с популярными ариями из «Тангейзера», «Русалки» Дворжака, «Королевы чардаша» и обаяла мягкими переливчатыми красками в эталонно исполненной миниатюре Р. Штрауса. Особым подарком стала упомянутая интереснейшая по форме концертная ария Мендельсона, созданная когда-то для Марии Малибран и Шарля Берио, недавно возрожденная к жизни Чечилией Бартоли и Максимом Венгеровым. Эта взволнованная музыка в исполнении сестер Самуил – настоящее открытие.
В финале серьезность программы чуть снизила бравурная выходная ария Сильвы, а на бис и вовсе прозвучала «Besame mucho». Впрочем, редакция Маттиаса Самуила для голоса и скрипки вводит знаменитую песню Консуэло Веласкес в сонм классических высказываний с развернутой драматургией и богатым тембровым декором. Так что «Besame» воспринималась как своего рода красивое послесловие, напомнившее о романских корнях юбиляра и его талантливой семьи.
Фото предоставлены пресс-службой театра «Новая опера»
фотограф - Екатерина Христова
Поделиться:
