Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2011
V-accordion - музыкальный герой нашего времени

22 сентября Дом культуры Всероссийского выставочного центра в Москве принимал любителей баяна и аккордеона, интересующихся электронными аналогами этих традиционных инструментов.

В центре внимания находился V-accordion компании Roland. Пришедшим предстояло услышать звучание полного спектра известных и малоизвестных тембров внутри одного инструмента, по яркости звука сравнимого с оркестровым. А еще подивиться находчивости и мастерству исполнителей. Пять финалистов российского этапа «V-accordion festival» встретились, чтобы состязаться в мастерстве игры на пока еще диковинном инструменте за главный приз - флагманскую модель V-accordion FR-7xb и возможность выступать за Россию на международном конкурсе в Риме.

И без того торжественную обстановку украсило видео обращение основателя компании Roland Икутаро Какехаши к конкурсантам, в котором он высказал предположение, что «музыканты, открытые новому, создадут новые стили и новые тенденции в музыке». И, действительно, выступление «открытых новому» музыкантов показало, что каждый из исполнителей внес в выбранную им программу что-то свое. Конкурсанты выступили не только как исполнители, но и как аранжировщики, и особенности V-accordion помогли музыкантам раскрыть перед слушателями свою индивидуальность. Да и возможность управлять своими руками многими инструментальными звучностями сразу сама по себе очень приятна, что нельзя было не прочитать на лицах исполнителей.

Как играть на всех инструментах джазового оркестра по очереди и одновременно показал слушателям Михаил Киселев, исполнивший «Антониа» Пэта Мэтини, «Биссо баба» Ришара Бона и «Селтик степс» Жана-Люка Понти. Остальные четверо участников включили в свои программы собственно баянные сочинения, переработанные для цифрового инструмента, написанные членом жюри, профессором РАМ им. Гнесиных Вячеславом Семеновым.

Еще одно музыкальное направление, затронутое одним из финалистов, - рок-музыка. Вячеслав Бутусов представил на суд публики свою авторскую сюиту «Пурпуриана» (на основе песен группы «Deep purple»).

Очень тепло был принят слушателями Сергей Севастьянов с композицией Фанчелли «10 км у окошечка», который весьма натуралистично изобразил голос московской подземки и не только своим колоритным «Осторожно, двери закрываются», но и музыкальным содержанием.

Также порадовало публику выступление победителя московского конкурса прошлого года Алексея Черномордикова с его собственной версией основной темы саундтрека к «Пиратам Карибского моря» Ханса Зиммера.

Все пятеро претендентов, прошедшие серьезный отбор, выступили достойно, но компетентному жюри, в составе которого такие мэтры в области баянов и аккордеонов, как Вячеслав Семенов и Юрий Вострелов (профессора РАМ им. Гнесиных), Анатолий Беляев , ветеран советского электробаяна, нужно было выбрать лишь одного победителя. В этом году им стал Станислав Малышев, блестяще аранжировавший и исполнивший «Северное сияние» Вячеслава Семенова и «Диско-токатту» П. Макконен.

Немного о «виртуальных аккордеонах» и о «V-accordion festival» рассказал член жюри, представитель компании Roland Илья Сандалов.

- Принцип работы V-accordion. Его отличия от акустического инструмента.

В инструмент встроены датчики давления, чтобы он также чутко отвечал на движение меха. Однако язычков так нет, что отличает инструмент от электромеханических советских баянов и аккордеонов. Звук электробаянов мог быть обработан электронными средствами, но все же источником сигнала были язычки.

В отличие от них V-Accordion – инструмент, имеющий природу звука, схожую с синтезатором. Он позволяет использовать любые звуки – как аккордеонные, так и любые другие. Что отличает его от синтезаторов, так это меха, управляющие не только громкостью, но и тембром. Инженеры, которые работали над инструментом, стремились воссоздать поведение язычков разных регистров разных инструментов, по-разному отвечающие на движение меха. Один и тот же язычок при низкой динамике дает более глуховатый звук, при высокой появляется больше обертонов, меняется тембр, на долю полутона изменяется высота звука. Все это было воплощено в электронном инструменте. Если у акустического инструмента используются подбородочные регистры, в цифровых инструментах было решено от этого отойти – есть пять педалей, которые музыкант может запрограммировать, как ему удобней.

- «V-accordion festival» в пятый раз проходит в мире, и лишь второй раз в Москве. Как все начиналось?

Музыканты, которые занимаются эстрадной музыкой, играющие, например, у Пола Маккартни или Шакиры, используют V-Accordion c момента самого первого появления инструмента. А вот академические музыканты восприняли его с долей скепсиса. Многие аккордеонисты и баянисты восприняли V-Accordion, как инструмент низкопробного жанра, место которому в ресторанах. Это понятно, подобное происходит с любыми категориями инструментов, которые становятся цифровыми. Классический пример - фортепиано.

Но цифровые баяны и аккордеоны все же довольно быстро обрели свое место в профессиональной академической среде, завоевав такое уважительное отношение, которому цифровое фортепиано сейчас может только завидовать. Рост интереса со стороны академического лагеря – просто революционный. И все это происходит благодаря этому конкурсу, в рамках которого компания Roland пригласила музыкантов искать: вот новый инструмент. Раскройте его возможности!

Баянное музыкальное общество в мире, вообще, довольно сплоченное. Все друг друга знают. Существуют два самых важных конкурса – «Трофей Мира» и «Кубок Мира». Собственно, только эти два состязания являют миру музыкантов баянистов и аккордеонистов. Сразу с появлением V-accordion в «Кубке Мира» была введена категория «Исполнение на электронном баяне». В 2007 году был организован конкурс V-Accordion, который с тех пор ежегодно проводится в Риме. К конкурсу привлекается все больше участников, и уровень конкурса растет с каждым годом.

- Насколько музыкантам на данном этапе удается раскрыть возможности V-accordion?

Сегодня все пользуются компьютерами, мобильными телефонами, но тем не менее, мало кто использует эту технику на 100 процентов. Так и на цифровом баяне в первые годы V-Accordion Festival музыканты использовали, как правило, только базовые функции. И тем не менее, из года в год растут оценки всех участников по одному из критериев – «Использование возможностей инструмента», в этом году все музыканты получили от членов жюри минимум 23 балла из 25. Возможности инструмента уже освоены, хотя этому и не учат в школах. Но для человека, который, так или иначе, имеет дело с компьютером и разными гаджетами, требуется лишь неделя усидчивых занятий, чтобы освоить систему управления электронным инструментом. Другой вопрос – как играть на нем так естесвенно и легко, чтобы это стало искусством?

- Не начали ли использовать V-accordion в педагогической практике? Если нет, есть ли такая возможность?

Есть заинтересованность со стороны педагогов. Основная проблема – то, что нет инструментов в музыкальных школах. Может, мы передадим пару инструментов в музыкальные школы, чтобы дети учились. Но пара инструментов на всю Москву – это капля в море, а на всю Россию еще меньше. Нужно чтобы Министерство Культуры на это планировало какие-то расходы. Будет что-то сделано со стороны государства или нет, у музыкантов все равно есть интерес к этому инструменту, и у детей есть к интерес. Традиционный аккордеон давно «не в фаворе». Конкурс на него в музыкальных школах самый низкий, и электронный аккордеон мог бы привлечь детей новыми возможностями.

Есть ли сейчас композиторы, которые пишут специально для V-accordion?

22 октября в Риме на конкурсе параллельно с конкурсом исполнителей впервые будет впервые анонсирован конкурс композиторов. Каждый год произведение, победившее на конкурсе прошлого года, будет обязательным для исполнения всеми претендентами нынешнего. В Доме Культуры ВВЦ вне конкурса Анатолием Хапицким, младшим гостем фестиваля, была также исполнена пьеса Игоря Слесарева «Дельфины», написанная специально для инструмента Roland.

Поделиться:

Наверх