Top.Mail.Ru
Детская школа искусств в потоке времени
Мы живем в эпоху динамичных перемен, которые охватывают практически все сферы деятельности человека. В процессе постоянного развития находится и современная многогранная система дополнительного образования детей в области искусств. Центральным ее звеном являются детские школы искусств, музыкальные и художественные школы. О жизни детской школы искусств в современном мире, о ее буднях и праздниках, трудностях и победах рассказывает заместитель директора одной из крупнейших школ Новосибирска – Детской школы искусств № 7 им. А. П. Новикова – Анна Александровна Климчук.

Детская школа искусств № 7 им. А. П. Новикова – одно из старейших и наиболее крупных учреждений дополнительного образования города Новосибирска. Сегодня, чтобы не потеряться в бурном потоке инноваций, как кораблю капитан, школе нужен хороший руководитель, профессионально образованный, умный, авторитетный, опытный. С 2009 года директором ДШИ № 7 является Сергей Александрович Мартынюк, заслуженный артист РФ, баянист-виртуоз, композитор и дирижер, руководитель ансамбля русских народных инструментов «Сюрприз». Под его руководством учреждение прошло сложнейший путь развития от музыкальной школы до школы искусств, располагающей самым широким и современным спектром услуг в области художественного образования. Сегодня наша школа может ответить любым запросам и интересам детей, раскрыть их таланты в различных видах искусства и творчества. Это живопись, графика, вокальная и инструментальная музыка, театр и танец, музыкальная информатика, компьютерная графика и звукорежиссура. По результатам инновационной деятельности ДШИ № 7 была награждена Дипломом лауреата и Золотой медалью Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», который проходил в рамках II Всероссийского образовательного форума «Школа будущего».

Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе я вместе с коллективом занималась разработкой и внедрением инновационных проектов и предпрофессиональных программ. Рядом с учениками всегда находились внимательные и чуткие преподаватели, которые помогали и помогают детям освоить секреты мастерства. Я считаю, что мы пришли к хорошим результатам. Наши ученики ежегодно завоевывают призовые места на городских, региональных и международных конкурсах. Наши выпускники успешно обучаются в НМК им. А.Ф. Мурова, НОККиИ, Санкт-Петербургском институте культуры, НГК им. М. И. Глинки и других профессиональных учебных заведениях. Многие из них уже работают в музыкальных школах и колледжах искусств, театрах и оркестрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска и других городов России. Это значит, что наша школа внесла свой большой и ценный вклад в подготовку профессиональных творческих кадров для нашей страны.

Одной из ярких традиций отечественного музыкального образования и культуры в целом всегда являлось коллективное музицирование. Под руководством Сергея Александровича эта традиция в нашей школе переживает новый расцвет. Хоровое пение, инструментальные ансамбли и оркестры - это эффективные формы обучения юных музыкантов, а также наилучший путь приобщения и исполнителей, и слушателей к прекрасному миру музыки. В школе постоянно действуют более 20-ти крупных творческих коллективов. Это - оркестры духовых инструментов, баянов и аккордеонов, народных инструментов, струнный оркестр, эстрадный оркестр, множество ансамблей и вокально-хоровых коллективов. В прошлом году на базе школы был создан уникальный творческий коллектив – оркестр преподавателей. Творческие коллективы школы выступают на различных площадках города и области: в детских садах, библиотеках, санаторных лагерях, парках, на сценах филармонии, НМК им. А. Ф. Мурова, консерватории. Это расширяет социальное пространство школы, обогащает творческий и сценический опыт детей и, что очень важно, способствует их социализации.

Чем отличается жизнь современной школы искусств от ее деятельности в прошлом веке? В век информационных технологий жизнь школы вписывается в очень широкий социальный контекст. Поэтому мы считаем, что образовательная и воспитательная миссия школы должна осуществляться в русле актуальных направлений культуры города, области и России в целом. Наша школа всегда откликается на участие в социокультурных проектах различных уровней. Среди них: «Молодёжь XXI века – городу!», «Эстафета патриотизма поколений», «Город поет» и другие. За участие в социальных и творческих проектах ДШИ № 7 награждена Дипломами победителя, Благодарностями управления культуры мэрии города Новосибирска и министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

В 2021 году в рамках проекта «Путь к звездам» мы организовали сотрудничество с Госкорпорацией «Роскосмос», в залах которой теперь ежегодно экспонируются лучшие творческие работы учащихся художественного отделения ДШИ № 7 им. А.П. Новикова. При содействии Госкорпорации «Роскосмос» в 2022 в рамках торжественного мероприятия школы был проведен телемост с космонавтом Анной Кикиной, находящейся на борту МКС. Подобные проекты очень интересны нашим ученикам и, конечно, участие в них мотивирует детей к учебе и творчеству.

В нашей практике есть и другие примеры успешного социального партнерства. В работе по выявлению и поддержке одаренных детей мы сотрудничаем с ДДТ «Юниор», центром «Альтаир», учреждениями культуры и образования. Учащиеся ДШИ № 7 ежегодно участвуют в летних профильных сменах по направлениям искусства, которые проходят на базе ДОЦ «Чудолесье», центра «Альтаир». В прошлом году, выиграв конкурс, наша школа стала организатором летней профильной смены «Этюды в Боровом – 2024». В этом же году состоялся выезд 20-ти учащихся в альплагерь «Цей» (Владикавказ) на Всероссийский пленэрный конкурс. В 2025 году наши юные художники приняли успешное участие в программе Роспленэра «Архитектурный пленэр в Калининграде: готика, фахверк, модерн». В рамках образовательного маршрута дети познакомились с историей Кёнигсберга, участвовали в мастер-классах от Школы Креативных индустрий, посетили музеи, порисовали в парке Куршской косы.

Работа с одаренными детьми показывает высокие результаты. Один из них – победа школьного ансамбля ударных инструментов «Дракон» (руководитель Тюлейкин Н. В.) на Всероссийском конкурсе детских духовых и ударных оркестров «Сильные духом – 2025». Ансамбль выиграл поездку на творческую смену во Всероссийский детский центр «Орленок» (Краснодарский край). Поскольку Фестиваль «Сильные духом» был частью федерального проекта «Культура России» и получал поддержку Фонда президентских грантов, проезд и проживание в лагере наших детей осуществлялись за счет организаторов.

Мы также пользуемся возможностями и других проектов, которые поддерживаются Фондом президентских грантов. Наши молодые преподаватели ежегодно проходят конкурсные отборы и повышают квалификацию в Федеральных образовательных центрах «Сириус» (г. Сочи) и «Таврида.Арт» (г. Судак, Крым). В августе 2025 года 5 молодых педагогов приняли очное участие в юбилейном XV Молодёжном форуме «Машук» платформы Росмолодёжь (г. Пятигорск), который был посвящен вопросам педагогики и воспитания. В августе наши педагоги стали участниками фестиваля «ТЕХНО АРТ», посвященного использованию искусственного интеллекта в науке и творчестве. Подобные проекты очень важны. Они не только содействуют профессиональному росту и социальной активности, но и поднимают престиж профессии педагога-музыканта в современном обществе.

Когда нам задают вопрос – «В чем заключается успех нашей школы?», мы смело отвечаем: «В единстве семьи и школы, в профессионализме педагогов, в музыке и творчестве, в открытости к современным достижениям науки и культуры». Девизом нашей школы в XXI веке стало сохранение и развитие традиций, поддержка новых направлений, формирование образовательных стратегий в русле актуальных задач российской культуры. 

Оркестр народных инструментов в зале НГК им. Глинки

Сюжет о мероприятии "Путь к звездам" в информационной программе «Новосибирские новости»

А. А. Климчук, заместитель директора

ДШИ № 7 им. А. П. Новикова

Поделиться:

Наверх