В чем секрет успеха ГУДИ? Здесь играют роль и средоточие популярных и перспективных методик в рамках одного учебного заведения, и концентрация лучших педагогических кадров. Гордость нашего учебного заведения – его педагоги. Здесь преподают легендарные профессора Московской консерватории, Академии музыки имени Гнесиных, солисты ведущих оркестровых коллективов нашей страны, лауреаты престижных международных исполнительских конкурсов. В их классах происходит творческий педагогический процесс, в который вовлекаются и обучающиеся, и блестящие концертмейстеры, и ведущие методисты, и даже родители. Но своими успехами учащиеся уникального учебного заведения, конечно же, обязаны не только педагогам и методикам, но и своей целеустремленности, трудолюбию, упорству в достижении высоких целей.
Иногда говорят, что современные дети излишне увлечены Интернетом, компьютерными играми и не хотят заниматься музыкой. Думаю, дети во все времена очень талантливы и чисты душой, вот только общая тенденция в нашем обществе на принижение статуса профессиональной музыкальной культуры, исполнительского искусства, академической инструментальной музыки не может не влиять на их мотивацию в занятиях. Зачастую они просто неправильно понимают суть профессии музыканта.
Когда-то почти в каждой школе, на каждом предприятии, не говоря уже о домах культуры, был свой духовой оркестр. И эта почва давала хорошие всходы. Дети, занимавшиеся в этих самодеятельных коллективах, параллельно учились в музыкальных школах, школах искусств, поступали в музыкальные училища, затем и вузы. Сегодня любительские и самодеятельные коллективы практически отсутствуют. А потому и почвы, из которой бы вырастали впоследствии профессиональные музыканты, практически нет. Те, кто занимается музыкой серьезно, конечно, добиваются успеха, но это единицы, которые, при правильной огранке, становятся выдающимися исполнителями.
Тенденции развития современной школы исполнительства на духовых инструментах в целом стремятся к неким западным шаблонам. Дети, которых я встречаю на конкурсах, порой неплохо владеют технической стороной исполнительства, то есть технологией игры, но при этом не видят за деревьями леса. Ведь в музыке гораздо важнее выразительность музыкального языка, глубина понимания замысла композитора, эмоциональность, безупречное стилистическое прочтение музыкального текста. Русская исполнительская школа игры на духовых инструментах всегда имела тесные связи с вокальной выразительностью русского оперного пения. Сейчас эта традиция далеко не всегда очевидна.
И тем более прекрасно, что есть такое учебное заведение, где целенаправленно обучают духовиков и ударников. Образование давно движется к разделению на узкие специализации, по каждой из которых выпускались бы профессионалы высочайшей квалификации.
Заслуженный работник культуры РФ, профессор РАМ им. Гнесиных В.А. Докшицер – выпускник Московской консерватории, лауреат международного конкурса им. С. Прокофьева «Классическое наследие». Работал в качестве артиста в оркестре Большого театра СССР, Ансамбля народного танца п/у Игоря Моисеева и в качестве преподавателя, а затем и заведующего кафедрой духовых инструментов, профессора кафедры в ГКА им. Маймонида,. Более 15 лет Владимир Александрович председательствовал в жюри юношеского конкурса в г. Одинцово Московской области; проводил мастер-классы во многих отечественных городах, а также в Южной Корее, Венесуэле и Украине. Под его редакцией напечатаны в издательствах «Музыка» и «Композитор» более десяти сборников переложений для трубы. Соавтор всероссийской программы по специальности «Духовые и ударные инструменты» для музыкальных училищ, участник проекта по разработке нового поколения государственных образовательных стандартов по среднему специальному образованию. Талантливый педагог, строгий и великодушный воспитатель, мудрый руководитель, умеющий привлечь к совместной работе музыкантов разных поколений, поделился своими размышлениями о состоянии духового искусства в России.
Поделиться: