АРХИВ
01.10.2011
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И РЫНОК ТРУДА

С 11 по 15 сентября в Сочи проходил семинар-совещание руководителей образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края по теме "Художественное образование как важнейшая составляющая стратегического развития региона". В центре внимания был доклад ведущего консультанта сектора образовательных учреждений департамента культуры Краснодарского края И.Р. Володиной - «Ресурс профессионального образования и региональный рынок труда в сфере культуры и искусства». Посвященный анализу состояния дел в Краснодарском крае доклад поднял общую для многих российских регионов проблему.

- Не на пустом месте возникла сегодняшняя тема, в формулировке которой заключено два фундаментальных понятия: ресурс профессионального образования и региональный рынок труда. В отсутствии их взаимосвязи, оторванности друг от друга, пожалуй, и состоит проблемность сложившейся ситуации.

Можно ли сегодня говорить о самодостаточности системы художественного образования края? Непрерывная и многоуровневая, она состоит из трех основополагающих компонентов – школа – училище – вуз, имеет высокие показатели сетевого ресурса из числа шести образовательных учреждений среднего профессионального образования, 180 школ искусств и почти 62-тысячный контингент учащихся. Региональная система обеспечена квалифицированными кадрами, более половины которых, будучи педагогами школ, имеют высшее образование, а порядка 80 процентов - квалификационные категории. У нас успели сложиться надежные творческие связи с ведущими российскими консерваториями и художественными академиями: ежегодно более 50 процентов выпускников училищ и колледжей искусств края становятся их абитуриентами. Все специальности СПО (12 специальностей и 14 специализаций) сопряжены с отраслевым вузом, имеющим колоссальный ресурс не только в предоставлении высшего образования (по числу реализуемых 50 специальностей Краснодарский государственный университет культуры и искусств занимает лидирующее положение в отрасли), дополнительного образования (повышения квалификации), но и образования послевузовского. Но давайте рассмотрим профориентационную составляющую всех уровней художественного образования региона.

С момента введения в 1995 году статуса детских школ искусств как учреждений дополнительного образования детей взамен их прежнего - учебных заведений начального музыкального или художественного образования, повсеместно задачи профессиональной подготовки несколько отодвинулись на второй план. Надо отдать должное школам в сохранении на протяжении многих десятилетий традиционного стиля работы, но сегодня им противостоит мощная индустрия альтернативного образования, существующего на бесплатной основе, не обремененного необходимостью выполнения учебного плана, задача которого сводится к достижению стопроцентного охвата детей работой кружков, секций и других подобных учреждений. В свете сказанного опасения возможной перспективы не столько наращивания, сколько сохранения имеющегося контингента небезосновательны, тем более что прямое тому свидетельство – сокращение впервые за последний год краевого показателя охвата эстетическим образованием на 0,2 процента. Ситуация эта может осложниться в связи с принципиальными изменениями в законодательстве об образовании и введением нового статуса реализуемых школой искусств предпрофессиональных программ. Конечно, не все выпускники ДШИ должны идти в профессию, но какая-то их часть – безусловно, да. Остается разобраться с тем, какая именно.

Свою решающую роль в кадровом воспроизводстве сыграла идея создания профориентационных классов, ставших своего рода «кузницами кадров». Но сегодня в ссузы культуры и искусства приходят считанные единицы выпускников шестых и восьмых классов, и трудно не согласиться с тем, что эти классы зачастую стали выполнять не свойственные им функции. Да и мотивы их создания вполне очевидны: за этим стоит дополнительная учебная нагрузка, а значит, и заработная плата педагога, с одной стороны, с другой – необходимость решения проблемы занятости детей, которые покидают наши учебные заведения задолго до своего совершеннолетия. Но ведь бюджетное финансирование нам выделяется совсем не на эти цели, не так ли?

В былые времена школы имели право выдавать своим лучшим выпускникам направления для поступления в профильные учебные заведения. Сегодня, по «букве закона», даже простое наличие свидетельства об окончании ДМШ или ДХШ не является обязательным. Да и практика последних лет показывает, что на специальности «Вокальное искусство» или «Духовые инструменты» уже не первый год приходит молодежь, не имеющая соответствующего образования. И все же нельзя опускать образовательную планку, превращая обучение в откровенный ликбез, ведь профессиональное образование должно готовить профессионалов - как с этим не согласиться? Вместе с тем выпускникам ссузов явно недостает практических умений и знаний в области методики и детской возрастной психологии, в системе художественного образования исполнительская составляющая превалирует над педагогической. Значит, нужно расширять базы практики, шире используя возможности школ искусств.

В свою очередь уровень подготовки потенциальных абитуриентов зачастую не удовлетворяет ссузы, которые на «безрыбье» вынуждены принимать слабо подготовленный контингент. И в самом деле, конкурс с показателем 1,2 человека на место вряд ли можно назвать состоявшимся. Лишь в этом году наметился определенный «прорыв» в безысходной, казалось бы, конкурсной динамике с ее рекордным за последние годы показателем 2,4 человека на место. Но есть ли уверенность в завтрашнем дне? Ведь стабильно высокий конкурс присутствует только по специальностям «Дизайн», «Живопись», «Фотовидеотворчество», «Хореографическое творчество», «Эстрадное пение» и «Музыкальное звукооператорское мастерство» - в среднем 3 человека на место. По другим же специальностям ситуация малоутешительна. Это «Теория музыки» с «конкурсом» 1,1 человека на место, оркестровые струнные и духовые инструменты, инструменты народного оркестра. Их малочисленный контингент не может обеспечить кадровую потребность края, не говоря уже о том, что сольфеджио в школах ведут хормейстеры, пианисты и даже духовики. Да и разве появятся у нас духовики, скрипачи, народники, если школы переориентировали свою деятельность в пользу классов гитары, хореографических и художественных отделений (последние составляют четверть всех обучающихся). Может, нужная более гибкая система формирования контингента, а может, и активное вмешательство учредителя - по аналогии с ежегодным утверждением плана набора в учреждения СПО?

Повышению привлекательности и востребованности специальностей группы «Культура и искусство» в немалой степени способствует конкурсное движение для различных категорий обучающихся. В крае давно создана система конкурсных мероприятий. Их требования разработаны в соответствии с учебными задачами и приближены к российским. Только в этом году лауреатами краевых конкурсов стали более 500 учащихся и студентов. К сожалению, победа в конкурсах никак не дает права на освобождение от вступительных экзаменов - законодательство предусматривает эту меру только в отношении всероссийских олимпиад школьников.

Теперь несколько тревожных цифр, касающихся контингента ссузов. За последние 5 лет мы потеряли порядка 90 человек, а при малокомплектности образовательных учреждений отрасли это не так уж мало – почти 2/3 контингента хореографического училища. Другое сопоставление, может быть, покажется еще более убедительным: доля окончивших образовательные учреждения СПО от числа принятых за последние 10 лет составила только 72 процента! Ежегодно под отчисление, в основном по неуспеваемости, попадает порядка 5 процентов студентов. Иногда это происходит на последних курсах, в то время как обучение одного студента обходится государству более чем в 100 тысяч рублей ежегодно. Вот почему нам нужен не просто абитуриент, а мотивированный абитуриент. А что для этого сделали сами ссузы?

С 1976 года в крае существует система зональных методических объединений, разделившая его на 36 зон вокруг объединяющего ресурсного центра. Существует и институт кураторства - почти 200 преподавателей ссузов охвачено данной работой. Но она, к сожалению, не носит системного характера и не предполагает долгосрочных совместных планов, что и было бы настоящим социальным партнерством. Никогда не поздно начать искать приемлемые формы работы. Так, собственный конкурс по всем специальностям учредило Новороссийское музыкальное училище, что способствовало развитию его контингента. Ежегодный краевой конкурс академического рисунка и живописи уже на протяжении 13 лет патронируется Краснодарским художественным училищем. Однако этого недостаточно.

С прошлого года введена новая формула результативности деятельности учреждений в соответствии с государственными и муниципальными заданиями. Насколько стыкуется в части обсуждаемого вопроса госзаказ для учреждений СПО и муниципальное задание для школ искусств? В первом случае – это среднегодовой контингент и доля выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию на «4» и «5»; во втором – опять-таки среднегодовой контингент, его сохранность, показатель охвата эстетическим образованием и качественная успеваемость. Ни в одном, ни в другом случае не присутствует профориентационная составляющая - доля выпускников школ, поступивших в профильные учебные заведения, и трудоустройство выпускников училищ. Не обяжет ли нас новый статус образовательных программ школ искусств пересмотреть и эти позиции?

На одном из заседаний созданного в 2010 году при администрации края Координационного совета по профессиональному образованию прозвучало деловое предложение об организации пошагового мониторинга образовательной траектории студента на всех этапах обучения, повышении уровня трудоустройства выпускников посредством их доведения до места работы и сопровождения в течение первых трех лет. И в самом деле, основная проблема профобразования в сфере культуры и искусства состоит именно в ослаблении ответственности образовательных учреждений за конечные результаты деятельности. А ведь бывших учеников не бывает. Отсутствует сетевое взаимодействие школы с учреждениями профессионального образования и предприятиями-работодателями. И если мы предпринимаем определенные шаги по обеспечению притока контингента, то совершенно не обременяем себя заботами о его дальнейшей судьбе по окончании учебного заведения. В результате две важнейшие составляющие культурно-образовательного пространства - «ресурс профессионального образования» и «региональный рынок труда» оказываются не согласованными между собой.

В крае созданы службы содействия трудоустройству выпускников, на это предусмотрены дополнительные штатные единицы, усилена рекламная деятельность, введена практика проведения Дней открытых дверей и ярмарок вакансий, приглашения представителей работодателей в состав государственных аттестационных комиссий, но ситуация остается практически без изменений. А все ли сделано для организации качественного приема, все ли возможности исчерпаны? От современного образования требуется размещение в электронных сетях доступной для различных групп информации об условиях приема и обучения, перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и возможном карьерном росте выпускников. Однако проведенный мониторинг выявил, что собственные сайты имеет только четвертая часть школ.

Наверное, сегодня назрела необходимость в единой службе по мониторингу и трудоустройству выпускников образовательных учреждений, координирующей необходимые мероприятия с образовательными учреждениями профессионального образования и муниципальными образованиями, которая могла бы быть создана в структуре краевого учебно-методического центра. Нужны системные меры. Какие? Это закрепление в первый год работы за выпускниками колледжей и вузов наставников для оказания им помощи в последовательном овладении специальностью, обеспечение молодых специалистов льготным кредитованием на приобретение жилья, предоставление возможности получения жилья по различным социальным программам, а также беспроцентной ссуды на покупку жилья. Кроме того: предоставление мест в детских дошкольных учреждениях, оплата проезда до места работы, осуществление мер по материальному стимулированию путем установления доплат молодым специалистам и их наставникам-кураторам, создание условий для продолжения профессионального образования.

Конечно, многое в решении вопросов развития регионального рынка труда связано с мотивацией к профессии. В определенной степени студенческая молодежь вовлечена в концертную и постановочную деятельность, зачастую планируя в процессе прохождения практики место своей будущей работы. Вместе с тем студенческие конференции, в том числе межссузовские, проводятся нерегулярно, а ведь именно здесь происходит формирование общего кругозора и методологической культуры будущих педагогов. Но и сами работодатели не очень-то заинтересованы в притоке кадров: попытка привлечь их внимание к дипломным проектам выпускников Краснодарского художественного училища, публичная защита которых уже 5 лет проводится в центральных выставочных залах края, оказалась практически безрезультатной. При полупустых залах, без участия групп поддержки и представителей работодателей проходят и госэкзамены в музыкальных училищах. Да и в период проведения краевых конкурсов в концертных залах не всегда встретишь студентов или педагогов, хотя это и есть настоящая исполнительская и педагогическая мастерская.

Проблем, конечно, много, в том числе трудно решаемых, квинтэссенцией которых выступает заработная плата. Но, как известно, под лежачий камень вода не течет. Да и молодые специалисты к нам просто так не придут, если стимулирующие выплаты могут предложить лишь отдельные муниципальные образования края. Надо сказать, что и механизм целевой контрактной подготовки «приживается» у нас с трудом, а объявленный впервые в этом году Краснодарским музыкальным колледжем целевой набор так и не состоялся. И хотя практика заключения договоров Краснодарским краевым колледжем культуры с отделами культуры городов и районов края складывается достаточно успешно, эти договоры не предполагают встречных обязательств. Надеемся, что разработка новых государственных механизмов в получении образования, в том числе на основе выделяемых субсидий, позволит найти выход из создавшейся ситуации.

И последнее. Специально к коллегии мы провели выборочное анкетирование студентов, задав им вопрос: «Если бы была возможность повторно выбрать профессию, как бы вы поступили?» Почти все ответили: «Выбрал бы ту же специальность». Хочется верить, что и через годы, они, ни о чем не жалея, повторят эти слова.

Поделиться:

Наверх