Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2007
РАЗНЫЕ ПУТИ К ВЕРШИНАМ

За 18 лет своего существования Межрегиональный благотворительный фонд «Новые имена» вырастил десятки замечательных музыкантов. Среди них есть по-настоящему блестящие артисты, чьи имена ныне украшают афиши престижных концертных залов мира. Фонд в курсе всех музыкальных событий, и в первую очередь тех, которые происходят на «планете детства». Представители фонда неизменно присутствуют в жюри конкурсов юных исполнителей, прослушивают учеников музыкальных школ во всех регионах страны и принимают в свою заботливую многодетную семью все новых воспитанников. Мы поздравляем тех, кто в этом году стал стипендиатом фонда «Новые имена» и желаем юным музыкантам все новых и новых достижений, светлых праздников и благородных трудов на ниве искусства! В их числе - наши сегодняшние герои Никита Засыпин и Ангелина Назаренко.

Кошка, лыжи и смычок

11-летний виолончелист Никита Засыпин уже набрал довольно солидный конкурсный и концертный опыт. В конце первого класса играл на фестивале детей и юношества «Будущее без войны», посвященном 60-летию Победы. Занял третье место в Открытом конкурсе-фестивале юных музыкантов-струнников, посвященном 165-летию со дня рождения Чайковского. Далее был детский фестиваль искусств «Московские звездочки» (2006 год). Никита дважды принимал участие в международном детско-юношеском фестивале-конкурсе старинной музыки «Periodmusik»: в 2006 году занял второе место, а в 2007 – получил Гран-при. Гран-при в своей возрастной группе он завоевал и на фестивале струнников Юго-западного округа Москвы. Первого места удостоился в московском конкурсе юных скрипачей и виолончелистов «Волшебный смычок»: в качестве одного из призов на этом конкурсе получил стипендию фонда «Новые имена».

Никита Засыпин – ученик ДМШ № 8 им. А.Островского. Его педагог М. А. Романенкова охотно рассказывает о нем:

- За всю мою педагогическую жизнь у меня ни разу не было такого ученика, как Никита. Больше всего меня удивляет в нем скорость продвижения в учебе. Он пришел учиться по общепринятым меркам довольно поздно – в 8 лет. Многих детей приводят в шесть, и за год или два до 1 класса они успевают набрать какую-то базу. У Никиты этого не было. И сейчас он вроде бы оказался в не очень выгодных условиях по сравнению с другими детьми, у которых за плечами уже пять лет учебы, а у него только три. Но мальчик очень быстро взял старт. Уже через два месяца занятий я дала ему смычок, хотя принято играть только щипком до конца первого, а то и до начала второго года обучения. К Новому году он уже играл на концерте школы две пьесы – «Мазурку» Г. Бакланова и «Утреннюю прогулку» А. Гречанинова. А в конце первого класса – это просто невероятно – уже попал в концертную программу городского фестиваля, где оказался самым маленьким участником. Я посчитала это возможным, потому что Никита к этому времени вышел на довольно приличный уровень. На стипендию фонда «Новые имена» мы как бы и не претендовали, просто много работаем, и все. На уроке каждую вещь оттачиваем, шлифуем: поскольку Никита постоянно участвует в конкурсах и концертах, всегда стараемся программу делать очень тщательно.

Огромную помощь в этом мне оказывает мама Никиты. Она присутствует на всех уроках, делает пометки в нотах. Можно даже сказать, что у меня два ученика: мама и сын. С мамой Никита готовится к уроку и всегда приходит с проработанным заданием. В дальнейшем, наверное, мама все же оставит свою непрерывную опеку – должен же будет ее сын перейти на самостоятельный режим. А пока за то, что она так помогает, я ей очень благодарна.

Семья Никиты Засыпина не чужда музыке: старшая сестра пела в хоре, а мама закончила ту же ДМШ № 8 им. А.Островского по классу аккордеона. В дальнейшем, получив техническое образование, мама не забыла музыку, играла для детей на фортепиано и аккордеоне (какой достойный пример для всех мам и пап, прошедших «музыкалку»!). Для своего сына она поначалу мечтала о фортепиано. Но когда привела Никиту в родную школу, он почему-то сказал прослушавшим его педагогам, что хочет играть на скрипке. Но они, посмотрев его руки, предложили виолончель. Никита тогда даже не знал, что это за инструмент такой. Однако на первом же уроке с Мариной Александровной он прямо загорелся и сразу начал заниматься с удовольствием.

С самых ранних лет Никита любит классическую музыку и на так называемую массовую культуру не реагирует. Одно из его любимых занятий – слушать «Радио-классик». А еще он любит горные лыжи, далекие велосипедные прогулки, ролики и хоккей. В общеобразовательной школе - отличник, причем без чьей-либо помощи. Больше всего любит математику, а меньше всего – рисование. Ненавидит любое насилие, не играет в войну. Обожает свою кошку. По отзыву педагога, Никита очень добрый, воспитанный, скромный, какой-то несовременный мальчик, у него мягкое сердце:

- Если говорить о его предпочтении в музыке – это однозначно лирика. Красивый, я бы даже сказала пленительный звук – сильная сторона Никиты. Из всех предложенных пьес он обязательно выберет кантилену, ему всегда хочется петь на виолончели. Любимой его пьесой вот уже долгое время остается «Ноктюрн» Г.Гольтермана. Хотя он удачно играл и «Тарантеллу» К.Сквайра – полную огня, искрометную, быструю пьесу.

Я стараюсь его гармонично развивать. Естественно, занимаемся и техникой, и этюдами, и упражнениями. К каждому конкурсу готовимся несколько месяцев, это очень серьезная работа. Летом начинаю продумывать программу, подыскивать произведения – не всегда под рукой есть то, что нужно. Ведь очень важно представить ученика как можно лучше, зная его способности. Поэтому правильно подобранный репертуар – это пятьдесят процентов успеха.

Участие в конкурсах, публичных концертах я считаю совершенно необходимым. Они - некая «питательная среда», в которой Никита уже «прижился»: повсюду видит «родные» лица – в основном это одни и те же активные педагоги и их такие же активные ученики. Никита часто сравнивает, как другие ребята играют те же, что и он, произведения. И это правильно. Если просто сидеть в своей школе - сиять «местечковой звездочкой» – и ни с кем не соревноваться, это совсем другой полет. В моем классе не один Никита является стипендиатом фонда «Новые имена», и все они прошли конкурсную закалку.

Об этом уже много говорили, но мне хочется еще раз подчеркнуть: любой конкурс – это большое испытание, и чем раньше ребенок с ним столкнется, тем больше шансов, что он будет воспринимать трудную ситуацию как естественную.

Вот пример – международный фестиваль «Periodmusic», в рамках которого проходит московский Открытый детско-юношеский конкурс старинной музыки. Здесь есть свои сложности. Два тура, играть надо либо концерт, либо сонату целиком. Но самое интересное, что все, прошедшие на второй тур, объединяются в общую группу исполнителей разных возрастов и специальностей – конкурс становится общим. И в этом весьма сложном конкурсе Никита завоевал первое место – очень серьезная, я считаю, победа. Он играл труднейшую сонату Джованни Батиста Самартини – там много двойных нот с вибрацией, много игры на ставке (обычно у детей на этой позиции бывает беспомощный звук, а Никита справился: у него звук был такой же красивый, как и на средних позициях – это больше всего понравилось).

Кстати, как стипендиат фонда «Новые имена» Никита был участником мастер-классов доцента Московской консерватории А.Н. Селезнева, на которых Александр Николаевич предлагал педагогам как можно раньше давать ученикам произведения в барочном стиле или хотя бы объяснять им, что параллельно традиционно принятому исполнительскому стилю есть и другая жизнь музыки (на примере, скажем, изучения сюит Баха). В этой теме я столкнулась с проблемой психологического порядка. Никита все же еще мал, для него трудно постичь разницу в манерах исполнения, существо аутентичной традиции. Когда ему предлагают играть без вибрации, он воспринимает это так, что снова должен играть «как маленький». Тем не менее, эти занятия принесли огромную пользу не только моему ученику, но и мне как педагогу. А кроме мастер-классов, фонд «Новые имена» предоставил Никите и другие почетные возможности показать себя. Например, весной он участвовал в фестивале детского творчества к 20-летию программы «Новые имена», который проходил в Доме музыки, выступал на смотре-фестивале детского творчества «Новые имена Москвы».

О пользе букашек

Ангелине Назаренко всего 9 лет, но перечень ее заслуг, отмеченных наградами, довольно внушителен. Юная пианистка – лауреат городских конкурсов «Ступень к совершенству», где завоевывала первую и вторую премии. В прошлом году она стала лауреатом конкурса «Московские звездочки», завоевала первую премию в IV конкурсе юных пианистов им. Д.Д. Шостаковича. В нынешнем году взяла первую премию международного конкурса «Западноевропейская романтическая музыка» и добилась звания дипломанта смотра-фестиваля «Новые имена Москвы».

У мамы Ангелины Назаренко не было сомнений в том, чем занять дочь. Сама она освоила две музыкальных специальности: скрипка и вокал. Обнаружив у дочери абсолютный слух, интерес к музыке, желание выступать на публике, привела 5-летнюю Ангелину в подготовительный класс ДМШ № 35 к Л.А. Корниенко – очень опытному и очень требовательному педагогу, с которой у девочки прекрасные взаимоотношения.

Правда, как рассказывает мама, Ангелине пока не хватает усидчивости: когда дело доходит до отделки мелких деталей, ей сразу почему-то хочется погулять: «Тем не менее, нам удается позаниматься достаточное время, чтобы достичь требуемого Ларисой Алексеевной результата: на это уходит часа три в день. Я вижу, что Ангелина действительно любит музыку, она часто слушает классику – в основном фортепианные произведения, поэтому надеюсь на ее успех в будущем. На «посторонние увлечения», у нее, конечно, мало времени, но они есть, и без них, я считаю, ребенок развивался бы однобоко. В общеобразовательной школе ее любимые предметы – рисование и литература: Ангелина успевает много рисовать и читать. И еще она обожает непосредственное общение с природой – с огромным интересом изучает все, что растет, ползает, летает».

Может быть, природа и дает ту неосознанную, но необходимую «установку на выносливость», которая позволяет переводить трудности в ранг радостей. Ангелина Назаренко выдержала несколько туров отбора на фестиваль-смотр фонда «Новые имена», а потом было уже приятное: концерт в Доме музыки, где можно было не бороться, а порхать прекрасным мотыльком.

Поделиться:

Наверх