Полвека работы в музыкальной школе измеряется не обычной статистикой – общее количество выпускников, процент тех, кто стал профессионалами. Музыкальная педагогика измеряется судьбами.
Но что чаще определяет наши судьбы – случай или осознанный выбор? Когда семья Шихалеевых после военных скитаний вернулась в родной Ленинград, Ирине было 9 лет. Ее мама, Зинаида Александровна, игравшая на фортепиано и гитаре, собрала всех мальчишек и девчонок, живших во дворе, и отвела на вступительный экзамен в музыкальную школу (ныне ДШИ № 3). Из двенадцати ребят взяли только Иру. Учиться на фортепиано или струнных было поздно – предложили кларнет. Но педагог по кларнету задержался на гастролях, и талантливую девочку переманил в свой класс Георгий Фердинандович Конрад: так состоялась встреча с гобоем. Ежедневные занятия в музыкальной школе, многочасовые проигрывания сборников, которые готовил к изданию педагог… И все-таки в какой-то момент в жизни Ирины Васильевны гобой на два года был спрятан в футляр, а выбор лежал между языком хинди, который она изучала в школе, и любовью к пению, царившей в семье. После окончания школы Шихалеева отправилась покорять факультет хорового дирижирования. Но… Твердый характер – важнейшая черта педагога. Ею обладает Ирина Васильевна, обладали и ее учителя. Конрад буквально за руку уже посреди учебного года отвел свою выпускницу в училище им. Римского-Корсакова в класс Семена Александровича Ильясова.
После была учеба в консерватории у профессора Александра Андреевича Паршина и работа в оркестре Эстонского театра «Ванемуйне» в Тарту. Когда молодой талантливой гобоистке предложили преподавать, она после недолгих раздумий согласилась: этот шаг определил путь в пятьдесят лет преподавания, большая часть из которых связана с известной своими творческими традициями Санкт-Петербургской ДМШ № 7.
И все же без статистики не обойтись, ведь выпускников у Ирины Васильевны – 75! Из них 39 стали профессиональными музыкантами – достойный результат полувековой педагогической деятельности! В чем секреты методики Шихалеевой?
По словам учеников, Ирина Васильевна умеет не только требовать, но и хвалить, как никто другой. А родители учеников отмечают, что помимо любви к гобою развивает Ирина Васильевна волевые и нравственные качества. Без них профессионального музыканта не взрастить.
Сама Ирина Васильевна основой педагогики называет преемственность. Ученица известных ленинградских преподавателей – Конрада, Ильясова, Паршина, – она считает, что обязана передать все то, что получила сама. Говорит, что ей повезло с учителями, и не только по специальности.
Приглашая на ежегодные концерты своего класса уже именитых выпускников, она сама устанавливает связь поколений. Не словами, а музыкой – ведь именно своим звуком, личным примером профессионалы учат юных музыкантов. Так, на концертах, бок о бок с теми, кто сейчас только начинает постигать азы гобойного исполнительства, выступают студенты российских и европейских консерваторий, солисты оркестров Михайловского и Мариинского театров. Пятеро выпускников Ирины Васильевны составляют группу гобоев оркестра Мариинского театра – заслуженный артист РФ Сергей Близнецов, лауреаты международных и всероссийских конкурсов Роман Зворыкин, Евгений Хваловский, Максим Хузу, Илья Ильин.
Несмотря на внушительный список именитых выпускников, главной своей ученицей Ирина Васильевна считает дочь – лауреата международных конкурсов, преподавателя фортепианного отделения Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова Дарью Лебедеву. В классе своей мамы Дарья аккомпанирует гобоистам с двенадцати лет.
Среди учеников Шихалеевой – солисты ведущих симфонических оркестров, преподаватели консерватории, училища им. Н.А. Римского-Корсакова и колледжа им. М.П. Мусоргского, педагоги музыкальных школ. Это означает, что опыт Ирины Васильевны Шихалеевой передается другим поколениям.
На снимке (слева направо): Е. Хваловский, М. Хузу, Р. Зворыкин, С. Близнецов, И. Ильин, И. Шихалеева
Поделиться: