16 июля Национальный молодежный оркестр США, основанный в прошлом году, завершил свой первый сезон концертом в Большом зале Московской консерватории. Несмотря на разгар лета, приезд молодых «заокеанских музыкантов» вызвал немалый интерес публики.
Сама по себе интрига, связанная с понятием «молодежный оркестр», всегда необычайно интересна и привлекательна, но на сей раз дополнительную «ауру притяжения» событию создавали, по крайней мере, еще два момента. Один заключался в том, что в качестве дирижера первого международного турне впервые организованного Национального молодежного оркестра США мы встретились не с кем иным, как с Валерием Гергиевым. Второй немаловажный момент заключается в том, что солистом в этом турне выступил известнейший американский скрипач-виртуоз Джошуа Белл. (Кстати, сегодня этот музыкант играет на скрипке Страдивари 1713 г., некогда принадлежавшей выдающемуся скрипачу Брониславу Губерману.) Каждый приезд музыканта становится неординарным и запоминающимся событием – так было и на этот раз. Джошуа Белл блестяще солировал в Концерте для скрипки с оркестром Чайковского, представ не просто технически безупречным инструменталистом, но и подлинно романтическим «медиумом от музыки», исполнителем с тонкой душой и пламенным сердцем.
Открыл вечер опус американца Шона Шеперда (род. 1979) под названием «Магия». Московскому исполнению «Магии» выпало стать первым исполнением в России, однако своего названия эта оркестровая пьеса, на мой взгляд, все же не оправдала. Магии погружения в музыкальную ткань испытать не довелось: интерес к произведению, построенному на музыкально-шумовых эффектах, звуковой хаотичности и недвусмысленной амелодичности, оказался всего лишь из разряда номинальных. За восхитительной кульминацией вечера, связанной с музыкой Чайковского и мастерством Джошуа Белла, последовал грандиозный финал – Десятая симфония Шостаковича. Интерпретация этой философски глубокой и психологически многоплановой музыкальной фрески стала подлинным откровением. Даже не верилось, что музыку, написанную в начале 1950-х гг. и вобравшую в себя нерв далекой от нас советской эпохи, так великолепно исполняли молодые музыканты, родившиеся по другую сторону Атлантики! Их технически слаженная и эмоционально наполненная игра всецело покоряла и захватывала в плен, увлекая в прекрасную страну большой и вечно молодой музыки…
Поделиться: