По наблюдению директора Елены Николаевны Охроменко, среди самых активных участников ответственных мероприятий от Санкт-Петербургской детской школы искусств имени С.В. Рахманинова – учащиеся театрального и струнного отделений. И ни разу – не было такого, чтобы дети не оправдали ожиданий своих педагогов, хотя планку своим ученикам они задают самую высокую.
Театр начинается…
Программа курса «Искусство театра» для детской школы искусств в соответствии с госстандартом построена так, чтобы максимально развить творческие способности детей. Будущие Качаловы и Комиссаржевские постигают, помимо дисциплин, непосредственно связанных с направленностью театрального отделения, и азы сценического движения, и вокал, и культуру речи, а кроме того – ритмику, игру на музыкальных инструментах, уроки фехтования и грима. В том же ряду – и занятия хореографией.
О том, чем они полезны, прекрасно знает педагог с большим опытом работы с детьми – хореограф театрального отделения Галина Владимировна Оттас. Окунувшись в мир танца и музыки, они быстро обучаются открыто выражать свои эмоции, пропадает свойственная многим неуверенность, зажатость. Галина Владимировна давно поняла, что по-своему талантливы действительно все, и всем нужна похвала и поддержка учителя, которые повышают самооценку ученика, а вера в себя – залог успешного развития и будущих побед.
Умение владеть своим телом и правильно двигаться для артистов – навык основополагающий. Развить его и помогает хореография, будучи существенным дополнением к урокам сцендвижения. Кропотливая работа ведется в классе, а потом обязательно находит выход в целом ряде публичных выступлений: это и открытые уроки для родителей, и концерты как в своей школе, так и на площадках города. Уже много лет танцевальная деятельность ребят осуществляется в разных направлениях, и одно из них – участие в спектаклях. Каждый показ, особенно премьерный, становится большим событием не только для театрального отделения.
Поясняет Галина Владимировна Оттас:
– Здесь всё связано в первую очередь с сюжетом пьесы и с режиссерской концепцией спектакля. Тандем режиссера и хореографа – залог удачи. В зависимости от содержания и с учетом количества персонажей ставится определенный номер, который усиливает эмоциональную окраску драматического действия. Например, заключительная сцена – это всегда кульминация, и для нее часто придумывается так называемый «финальный пляс», групповой номер. При этом каждый из участников должен знать свою позицию в общем плане, стараться точно следовать рисунку танца, держать линии. Вот тут и кроется основное различие между концертным номером и номером в спектакле. На первый план выходит умение двигаться в сценическом пространстве, придуманном режиссером. А в этом пространстве есть декорации, «живут» другие дети-актеры. И здесь задача – не потеряв в технике и не помешав остальным, представить зрителям танец (сольный, парный или групповой) во всей его эмоциональной и смысловой полноте. Конечно, это сложнее, чем исполнить тот же танец в концертном номере, особенно, если с движением должен совпадать текст или исполнение вокального произведения. Получается не сразу, поэтому, например, с малышами бывает так: за вокальным номером следует пауза, во время которой они перемещаются. Кроме того, на уроках хореографии дети осваивают движения с предметом, например, девочки – с цветком в руках, лентой, а мальчики – с рапирой или шляпой. И тут тоже есть свои профессиональные тонкости. Но постепенно у ребят формируется ощущение пространства, свободы и легкости пребывания на сцене...
Второй вид хореографической деятельности на театральном отделении – подготовка концертных номеров вне спектаклей, по дополнительной программе. Тут хореографу предоставлено куда более широкое поле для изобретательности и креатива. А каждый ребенок получает больше возможностей проявить свой характер, черты личности, показать свои достижения. Учитываются, конечно, и способности, и уровень подготовки, и интерес самих ребят. Одним ближе народные танцы, другим лучше удаются европейские бальные – полька, мазурка, вальс. Кто-то хочет попробовать себя в роли классической балерины (в этом году изъявили желание две ученицы) и научиться танцевать на пуантах.
Так что благодаря такой дисциплине, как хореография, школа получает отличную возможность пополнить и украсить свои концертные программы. Ну а родители – может быть, открыть в своем ребенке новую грань таланта.
Пенье скрипки, трепет виолончели
Преподаватель струнного отделения Санкт-Петербургской детской школы искусств им. С.В. Рахманинова Владимир Баранов – педагог молодой, еще студент факультета оперного и симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории. Но школьным симфоническим оркестром он руководит уже четвертый год. Его музыкантам – от 12 до 16 лет, и небольшая возрастная разница, как говорит сам Владимир, помогает ему лучше понимать своих оркестрантов.
Считается, что из всех видов коллективного творчества именно оркестровая игра предполагает совершенно особый, высший уровень музыкального мышления, и путь к нему сложный, длительный. Начинается он с освоения первой ступени коллективного музицирования – ансамблевой игры.
Корни такой игры уходят в XIX век, когда в аристократической и помещичьей российской среде было популярно музицирование семейное. Конечно, с настоящими профессиональными ансамблями музыкальные семейные вечера позапрошлого века несравнимы, но и сегодня их общее – это сотворчество нескольких людей, которые сообща раскрывают замысел произведения. «Ведь важно не просто играть, – уточняет Владимир Баранов, – но и слышать, чувствовать остальных оркестрантов, творить вместе, ощущая свой голос частью целого, прикладывать личные усилия для достижения не только своей, но общей цели. А это требует очень большого внимания и высокой концентрации мысли. В оркестре, высшей форме ансамбля, взаимодействуют не отдельные исполнители, а группы, поделенные в свою очередь на партии. Добиться гармонии общего звучания – это и есть основная и самая сложная задача».
Цели у руководителя оркестра и чисто музыкальные, и психологические. Одна из основополагающих музыкальных – поэтапно, шаг за шагом совершенствовать профессиональный уровень коллектива, укрепляя приобретенные каждым из юных оркестрантов навыки совместного музицирования. А это и умение держать ритм, и ощущение темпа, и развитие мелодического и гармонического слуха. Всё вместе взятое и дает тот глубокий, насыщенный звук, который не раз отмечали профессионалы как яркое качество школьного оркестра. По словам молодого маэстро, «необходимо обращать внимание на окраску звука, стараться найти нужные штрихи для каждого инструмента. Дети часто озадачены только нотным текстом, а их важно приучать к чисто физическому ощущению – слышать само звучание».
Немаловажным считает педагог и овладение как можно более широким спектром репертуара. Польза здесь двойная: исполнение новых сочинений и знакомство с разными стилями музыки. Накопленный музыкальный багаж обогащает ученика, способствует развитию тембрового слуха, повышению общего уровня культуры и воспитанию хорошего вкуса. Сегодня в репертуаре оркестра пьесы романтиков, импрессионистов, современных композиторов, но основной акцент делается на классику. Есть планы обратиться к творческому наследию Моцарта и Гайдна.
Детям уже сегодня не страшно попасть в другой оркестр, работающим с даже, может быть, более сложным репертуаром. Они владеют базовыми навыками, которые не раз и с успехом демонстрировали в таких серьезных залах Санкт-Петербурга, как Государственная академическая капелла и Большой зал филармонии.
Но игра в оркестре, по мнению Владимира Баранова, это еще и способ формирования личности юных музыкантов. В обстановке коллективного творчества воспитываются взаимопонимание, коммуникабельность. Здесь важно уметь критично относиться к себе и радоваться успехам коллег, принимая как основной закон известное мушкетерское правило: один за всех, все за одного. В конечном итоге коллективное творчество способствует формированию лучших качеств личности – справедливости и дружелюбия.
«Моя задача, – подытоживает Владимир Баранов, – дать новый взгляд на мир музыки, и вообще на мир. Работа с оркестром – это большая радость для меня. И я вижу, что это взаимно».
На фото комическая опера Р. Бойко «Станция Заваляйка»
Поделиться: