Уникальный конкурс набирает все новые обороты. Его призовой фонд удвоился по сравнению с 2023 годом, размеры премий для концертмейстеров сравнялись с премиями для вокалистов, что было сделано намеренно: Хибла Герзмава настаивает на архиважности роли концертмейстера и в становлении и развитии вокалистов, и в их сотворчестве. В жюри этого года кроме Герзмавы появились еще две мировые знаменитости – Марина Мещерякова и Хосе Кура. Как и в прошлом году, в его состав вошли руководители российских театральных и концертных организаций и зарубежные импресарио.
На конкурс подали почти тысячу заявок из 23 стран – экспертный совет допустил до участия лишь около 70 претендентов (две трети – вокалисты, треть – концертмейстеры). Среди вокалистов преобладали профессиональные певцы с уже сложившейся карьерой в статусных театрах России и зарубежья, тем более что возраст участников подняли до 36 лет. Свои особенности, отличающие этот конкурс от других, имеет и программа: помимо традиционных оперных арий вокалисты (на втором туре) должны исполнить народную песню (без сопровождения), арии из оперетты и оперный дуэт.
Финальный третий тур оказался на этот раз неимоверно протяженным: участвовали 16 певцов (и каждый исполнял две большие оперные арии). Удивительно было не увидеть в их числе многих успешных солистов московских театров (например, Гаяне Бабаджанян, Валерия Макарова, Юлию Меннибаеву, Илью Селиванова, Диану Толасову, Константина Федотова, Арсения Яковлева), что говорило, видимо, об остроте конкурентной борьбы, которую не выдерживали даже весьма закаленные сценой артисты.
Практически каждый из финалистов был достоин призового места, но, увы, таковых мест только семь. Все призы, за исключением одного, увезенного в Армению, остались в России. Неоспоримому лидеру – Полине Шароваровой достался Гран-при: оба ее брючных номера (каватина Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини и вторая ария Леля из «Снегурочки» Чайковского) отличало высокое мастерство – свобода вокализации, а также зрелость создаваемых образов. Голос певицы звучал очень красиво, по-конкурсному победно, технически блестяще – безупречно.
Первую премию разделили Самира Галимова и Юлия Вакула. У первой Леонора из «Трубадура» и Горислава выявили сильное, красивое драмсопрано, однако, не всегда все было точно с ритмом и интонацией на нисходящих пассажах, но недостатки искупала эмоциональность и роскошный тембр. Эмоциями опалила и Вакула, особенно в щедринской Варваре: певица спела песню и частушки главной героини оперы «Не только любовь» задушевно и ярко. Но перед тем ее Арзаче из россиниевской «Семирамиды» взял другим – абсолютной ровностью звуковедения, блеском колоратурной техники и опять же красотой самого тембра.
Второе место поделили кавалеры с Урала – контратенор Иван Бородулин и баритон Евгений Бовыкин. Бородулин – конкурсный певец, он взял награды совсем недавно на конкурсах Образцовой и Глинки. Его выступление отличалось стабильностью и благородством вокализации, явленными не только в томной арии Ратмира, но и в игривой арии Пятницы из «Робинзона Крузо» Оффенбаха. Бовыкину удалась ария Франко из ранней пуччиниевской оперы «Эдгар», спетая разнообразно по нюансам и динамике, с ненаигранной выразительностью. Роберт из «Иоланты» прозвучал не столь осмысленно, хотя и ярко – певец тут больше сумел показать природную красоту своего голоса.
Третья премия – у двух сопрано схожего амплуа. Элен Егиазарян очень удалась Турандот и гораздо меньше – Наталья из оперы «В бурю» Хренникова, где не хватило экспрессии. Елизавета Кулагина понравилась в обеих ариях (Энн из «Похождений повесы» и Маргариты из «Фауста», обе были спеты с убедительной виртуозностью), пленив, прежде всего, тембральными характеристиками своего голоса.
Из тех, кто не получил призовых мест, стоит упомянуть красивый, сочный звук узбекского тенора Худжаназара Джумаева и монгольского бас-баритона Анхбаяра Энхболда (допускавших, к сожалению, много темповых и ритмических вольностей); эфирные пианиссимо, мягкую манеру подачи звука и сердечность пения сопрано Карины Ховалыг; достойную колоратурную технику и хорошую дикцию сопрано Вероники Хорошевой; благородный и «загадочный» звук китайской сопрано Ло Юдань.
Поделиться: