Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2007
ДЕНИС МАЦУЕВ И ЕГО ДРУЗЬЯ

Творческая биография заслуженного артиста России Дениса Мацуева тесно связана с фондом «Новые имена». Из воспитанника Фонда он вырос в мастера, которого знают и в Отечестве, и за рубежом. Но пианист не просто «вылетел из гнезда» в большую жизнь, он продолжает дело первой в стране организации, призванной отыскивать и поддерживать одаренных ребят. Ныне Денис Мацуев – вице-президент Фонда «Новые имена», художественный руководитель многих крупных концертов и фестивалей. И, конечно, стипендиаты Фонда – их постоянные участники. Не стала исключением и музыкальная гостиная «Денис Мацуев и его друзья». Этот концерт, состоявшийся 18 мая в Москве, в Культурном центре УпДК МИДа, завершил музыкальный сезон Фонда «Новые имена».

Денис Мацуев:

- Мы решили ежегодно в мае проводить своего рода показательный концерт Фонда «Новые имена». На этот раз пригласили и совсем юных участников – нынешних стипендиатов, и тех, кто был ими в недалеком прошлом. Так просматривается и сегодняшняя работа Фонда, и реальная перспектива музыкантов, которых вырастили «Новые имена»: вот такими они были, а вот какими они стали.

В моей собственной жизни роль Фонда «Новые имена» оказалась решающей. «Новые имена» заметили меня мальчиком в Иркутске, пригласили в Москву, предоставили всю первоначальную помощь, в том числе материальную. А ведь шел 1991 год – вы представляете, как это было трудно? Фонд стал для меня вторым домом, без него я бы не состоялся. Вообразите, юноша приезжает в столицу, в многомиллионный мегаполис, оказывается в плотной музыкальной атмосфере - как тут «плыть без рулевого»? Особенно пианистам, которых, очень много.

Кстати, пианисты - самая распространенная музыкальная профессия не только в России. Когда я был в Китае, мне сказали, что у них… сто миллионов пианистов! Откуда они там появились? Все очень просто: китайцы «скупают» наших педагогов, которые их обучают, а потом китайские пианисты побеждают на конкурсах. Сейчас у них уже множество «звездочек», и что будет дальше – как говорится, страшно представить. Вот почему нужно поддерживать своих и у себя.

Фонд «Новые имена» как раз этим и занимается. К главным достоинствам его работы относится то, что он дает большую сценическую практику, а это очень мощный фактор развития, это необходимая закалка, психологический тренинг. Я вспоминаю постоянные выступления, в том числе и зарубежные. Мы играли в штаб-квартирах ЮНЕСКО и НАТО, нас слушали Римский Папа, Королева Великобритании, президенты и высокопоставленные особы. Все это, конечно, было очень необычно тогда для нас, и каждая поездка доставляла огромную радость. Мы вообще всегда с удовольствием шли в «Новые имена», потому что бессменный Президент Фонда Иветта Николаевна Воронова умела и умеет создать совершенно особую, удивительно теплую атмосферу.

«Фирменная» атмосфера Фонда царила и на его последнем концерте московского сезона (а есть у «Новых имен» и летний «суздальский сезон»). Иветта Николаевна, к сожалению, не присутствовала - главным лицом был Денис Мацуев. Он по традиции открыл концерт разжиганием «очага», и свеча в объемистой фарфоровой чаше горела на протяжении всего вечера – неизменный символ домашнего уюта и неугасимого пламени искусства.

Первыми на сцену вышли малыши. Девятилетний пианист Всеволод Бригида, ученик ДМШ им. Ф. Шопена, исполнил Вариации на тему ABEGG Р. Шумана. Распорядитель действа вручил своему младшему собрату «Свидетельство о назначении годовой стипендии Дениса Мацуева». Если Всеволод в Фонде с четырех лет и уже опытный боец (он лауреат и дипломант международных конкурсов юных пианистов), то следующие участники только начали «закаляться». Семилетнюю Анастасию Красноложкину (блокфлейта) и ее концертмейстера, десятилетнего Ивана Гаврикова (фортепиано) на нынешнем фестивале «Новые имена Москвы», посвященном 860-летию Москвы и Году ребенка, услышали впервые. Маленькие музыканты покорили Художественно-экспертный совет Фонда исполнением пьесы Дж. Ласта «Одинокий пастух» в переложении для блокфлейты О.В. Аверьянова – педагога Насти в ДМШ им. Майкапара. Перед концертом Олег Валерьянович рассказал о своей ученице:

О.В. Аверьянов:

- Настя учится у меня с пяти лет и уже набрала довольно приличный репертуар: около восьми концертных пьес. Это, например, Интродукция к I части Концерта для гобоя с оркестром Доменико Чимарозы в переложении для блокфлейты и «Аве Мария» Джулио Каччини - сложнейшая по кантилене, по ведению звука пьеса. Настя схватывает все на лету, с ней очень легко работать. И она – настоящий боец. На отборочном туре конкурса «Московские звездочки» девочка, аккомпанировавшая Насте, вдруг «впала в ступор» и остановилась. А Настя совершенно спокойно продолжала, будто ничего не случилось. Это, конечно, очень хорошее качество для исполнителя. Настя уже год концертирует. Она завоевала первые места в Открытом конкурсе камерного музицирования и на конкурсе «Наши надежды».

Следующего исполнителя, аккордеониста Максима Токаева из города Щекино Тульской области Денис Мацуев представил так:

- В декабре 2006 года Максим играл на встрече с Патриархом Всея Руси Алексием II и поразил меня невероятным артистизмом и невероятным владением инструментом. Я в детстве тоже играл на аккордеоне, но так никогда не мог!

Максим исполнил «Бассо-остинато» В. Власова и «В стиле регтайм» В. Фоменко так заразительно и энергетично, что зрители чуть ли не подпрыгивали на стульях. Максима знают по телепередаче «Минута славы», так что он, можно сказать, уже популярный на всю страну артист.

Крепость младшего состава Фонда вселяет надежду, что «домашними радостями» их дело не закончится. Тем более что, как считает Денис Мацуев, случайно, по ошибке, в «Новые имена» не попадают.

- Хочу сказать особо об Иветте Николаевне. Она ведь не музыкант, но у нее уникальное чутье на талантливых детей - может быть, большее, чем у профессоров. Она безошибочно определяет, состоится музыкант или нет. Бывало так: ребенок яркий, интересный, а через год или два вдруг «исчезает». А те, которые поначалу, казалось бы, ничего особенного не представляли, со временем вырастали в профессионалов. Не ошибусь, если скажу, что Иветта Николаевна видит это, знает наперед и в своих прогнозах демонстрирует стопроцентную точность.

Однако нельзя забывать о том, сколько терний существует на пути к вершинам, как бы банально это ни звучало. Вот сегодня мы видим, слышим талантливых ребят – и таких немало в «Новых именах». Но скоро у них начнется переломный возраст, в 15-16 лет они вылупятся, так сказать, из скорлупки маленьких вундеркиндов. Дальше надо закреплять и развивать успех, и далеко не все на это способны. Вот большая проблема педагогов, родителей, среды. И от самого ребенка, конечно, очень многое зависит, от того, каковы его работоспособность, талант, коммуникабельность.

В конечном счете, успех - это стечение многих обстоятельств. Я говорю прописные истины, но у нас в стране все так неоднозначно, что часто мы сталкиваемся с настоящей трагедией музыкальной профессии, когда достойные люди оказываются невостребованными. Как им помочь? Да, есть международные конкурсы, менеджеры, импресарио, агенты, но нельзя с уверенностью сказать, что если музыкант победит на конкурсе или пойдет в агентство, ему сразу будет обеспечено значительное количество концертов. Точного рецепта успеха в нашем ремесле нет. А Иветта Николаевна Воронова делает уникальное дело: большинство прошедших школу «Новых имен» заняли свое место на международной сцене.

Утверждение Дениса Мацуева проиллюстрировала вторая, прямо-таки звездная часть вечера. Ее украшением стала солистка Азербайджанского театра оперы и балета Динара Алиева (сопрано). Лауреат многих конкурсов, в том числе имени Марии Каллас в Афинах (II премия), Динара прошла мастер-классы у Елены Образцовой и Монтсеррат Кабалье. Восходящая звезда, открытая И. Н. Вороновой в Баку, Динара Алиева регулярно участвует в фестивалях Дениса Мацуева (это, например, «Звезды на Байкале») и концертах Фонда «Новые имена». Приятным сюрпризом для публики стало и участие в концерте солиста театра «Новая опера» Василия Ладюка (баритон). Василий и Динара спели Дуэт Недды и Сильвио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы».

А потом классическая часть вечера перешла в джазовую. Денис Мацуев - великолепный джазист - заметил, что в последнее время классические музыканты все больше обращают внимание на джазовую музыку, в которой можно потрясающе себя выразить. И «Новые имена» уделяют джазу немало внимания. В Фонде всегда давали мастер-классы такие знаменитые музыканты, как Игорь Бриль, Георгий Гаранян, Даниил Крамер.

«Хроматический переход» к джазу осуществил баянист и скрипач Юрий Медяник. Он играл вместе со своим коллективом «Emotion-orchestra» (контрабас, гитара, скрипка): две пьесы в стиле танго напомнили о том, что мода на главный аргентинский танец прогрессирует.

Джазовый апофеоз программы включил в себя выступление ансамбля «Джаз-ПИК» - «Новые имена» с его бессменным руководителем, заслуженным работником культуры П.П. Петрухиным. Этот коллектив необычайно популярен. Воспитанники Петра Петровича блистают на джазовых фестивалях, играли на одной сцене с мэтрами – Юрием Саульским, Олегом Лундстремом, выступали перед Владимиром Путиным и Биллом Клинтоном. Кстати, именно на родине джаза, в США, больше всего недоумевали: как это возможно, чтобы русские дети так хорошо освоили джазовое исполнительство? Разгадка – в оригинальной авторской методике П.П. Петрухина. На живом примере он доказал, что джазовой импровизацией может овладеть практически каждый, и принимает в ансамбль всех желающих. В этом коллективе выросло не одно поколение джазменов. 18 мая играл его последний состав, сформировавшийся год назад: лауреат международных конкурсов Михаил Бручеев (труба), Екатерина Широбокова (саксофон), Марта Анаква (бас-гитара) и Клара Анаква (ударные), Анна Онищук и Александр Парамонов (фортепиано). Прозвучали такие хиты, как «Московские окна» Т. Хренникова и «Звезды падают над Алабамой» Б. Перкинса, а также «Блюз» П. Петрухина.

Кульминацией программы стал выход самого маэстро Мацуева. Компанию ему составили лауреаты международных конкурсов Андрей Иванов (контрабас) и Игорь Федоров (кларнет), а затем и ансамбль «Джаз-ПИК» - «Новые имена». К этому выступлению никто не готовился – оно было чистой импровизацией. Денис Мацуев, как всегда, покорил публику своим уникальным стилем с эксцентричными вкраплениями в джазовую ткань фрагментов из Рахманинова, Россини и других композиторов-классиков. А в финале он пригласил всех исполнителей на сцену, где участникам концерта вручались поощрительные стипендии и цветы!

После концерта, отвечая на вопросы нашего корреспондента, Денис Мацуев сказал о том, в чем видит свою задачу как вице-президента Фонда «Новые имена»: «Самое главное - развивать то, что есть в системном подходе И. Н. Вороновой. И еще необходимо постоянно напоминать, что «Новые имена» живут и успешно развиваются. Мне небезразлично все, что происходит в моем «втором доме».

Поделиться:

Наверх