Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.11.2015
«БАЙКА» БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Главный музыкальный театр России наращивает детскую афишу – отныне в нем можно увидеть «Байку о лисе, утенке и Балде»

Реконструкция Большого театра, завершившаяся в 2011 году, подарила труппе помимо восстановленной во всем блеске Исторической сцены массу нового пространства, ранее к театру не имевшего отношения. Большой разросся, особенно вглубь: именно там, в подземной части огромного теперь комплекса на Театральной площади, размещается ныне Бетховенский зал, сохранивший от прежнего камерного только название. Возможности нового зала-трансформера весьма велики, и театр уже не первый раз использует его для театрализованных представлений.

Недавняя полноценная театральная премьера в Бетховенском зале – спектакль с длинным названием «Байка о лисе, утенке и Балде», предназначенный для детской аудитории. Спектакль синтетический по всем составляющим: сложен из различных музыкальных произведений, объединяет в себе черты оперы, балета и балаганного вертепного театра. Музыкальные спектакли, специально написанные для детей, – всегда проблемная тема: их в принципе не так уж много, а по-настоящему талантливые произведения достаточно редки. Оперные театры, заботясь о подрастающем поколении и в еще большей степени о себе самих, через воспитание с детства потенциальной публики чаще выбирают оперы классиков, являющиеся бесспорными шедеврами и в большей или меньшей степени поддающиеся адаптации для юных зрителей. В России это касается, прежде всего, сказочных опер Римского-Корсакова: сюжеты многих из них провоцируют трактовать такие оперы в эстетике детских утренников, хотя сказками они являются лишь по форме, а по сути – часто историями серьезными и невеселыми. Да и оперные композиторы стали писать специально для детей не так уж давно по историческим меркам, и у большинства великих мастеров прошлого ничего нет для детского музыкального театра.

По этим причинам выбрать что-то достойное – чтобы и сюжет был детям понятен или даже знаком, и чтобы музыка была качественной, интересной, – дело совсем не простое. В Москве полувековое существование Детского музыкального театра им. Н. Сац, где практически весь репертуар – прицельно детско-юношеский, почти снимает «головную боль» с прочих оперных домов, но все же и они периодически вспоминают о необходимости привлекать подрастающее поколение. Тут-то и начинаются проблемы: найти не просто действительно детское произведение, но еще и достойное таких сцен, как Большой театр или Театр Станиславского и Немировича-Данченко.

Большой в последнее время уделил детской теме немало внимания – здесь были поставлены «Дитя и волшебство» Равеля и «История Кая и Герды» Баневича, оперы, бесспорно, очень разные, но по-своему талантливые. Кроме того, есть концертные программы для детей, есть балет «Мойдодыр» – очевидно, что первый театр России за последние годы серьезно поворачивается в сторону маленьких зрителей. И «Байка» – ценнейшее пополнение репертуара.

В этом синтетическом действе композитор Александр Праведников «сплавил» «Гадкого утенка» Прокофьева, «Байку…» Стравинского, собственную оперу смешанного типа (наполовину моно-, наполовину хоровую) «Сказка о Балде», «перестелив» их связующими интермедиями-вставками собственного сочинения. Получился цельный спектакль, у которого, конечно, нет единой драматургии, но такая задача и не ставилась. Подобно сценическому оформлению Александра Арефьева, партитура действа – калейдоскоп, мозаика, в которой, кроме серьезного академического уровня исполнения, есть еще место и игре, интерактиву, непосредственному контакту с маленькими зрителями. Пространство зала, где сидит публика, активно вовлечено в процесс, в антракте малыши свободно выбегают на сцену и играют с реквизитом и декорациями, расставленными, кстати, не только там, но и в зале. Свести гармонично все компоненты удалось режиссеру Дмитрию Белянушкину – в помощь ему были деликатный свет Елены Капуновой и выразительные фантазийные костюмы Марии Чернышевой.

Музыкальное воплощение спектакля-коллажа Большой представил на очень качественном уровне. Лидировали ясное и остренькое сопрано Ирины Костиной (Прокофьев) и сочное контральто Евгении Сегенюк («Балда»), прекрасно показали себя хоровой и инструментальный ансамбли под руководством Антона Гришанина. Яркая хореография Рамуне Ходоркайте особенно запомнилась работами Павла Медведицина (Балда), Алины Гусаковой (Бесенок, Петух), Ивана Матвийчука (Утенок).

Фото: Дамир Юсупов

Поделиться:

Наверх