— С чего начинался хор Попова, его школа, та традиция, которая разрослась в огромный кластер музыкальных институтов?
— В 60-е и 70-е годы в нашей стране широко развивалось хоровое движение, в том числе детское: появились первые хоровые студии, создавались хоровые школы. В тогдашнем социалистическом лагере — в Берлине, Софии, Будапеште, Праге — тоже появлялись детские хоровые коллективы, и среди них — хоры радио, в задачу которых входила пропаганда хорового пения через динамики транзисторов. Радиохоры появились и у нас — в прибалтийских столицах, в Киеве, Ленинграде. Встал вопрос о создании подобного коллектива и в Москве, на государственном телерадиовещании. Выбор руководителя пал на молодого энергичного хормейстера Виктора Попова. У него уже был опыт работы в детских хорах В. Соколова и В. Локтева. Так в 1970 году появился Большой детский хор. Его основу составили старшие девочки — воспитанницы ансамбля Локтева, так называемая группа «Юность», и одновременно был объявлен первый набор московских школьников в разные возрастные группы хора.
Сам В.С. Попов воспитывался в Хоровом училище мальчиков, открывшемся в годы Великой Отечественной войны в Москве на Б. Грузинской улице. Мама Вити услышала по радио об открытии училища и привезла мальчика из Бежецка Калининской области. Для воспитанников училища, образовавших впоследствии плеяду выдающихся музыкантов, Александр Васильевич Свешников стал и отцом, и учителем, и кумиром. И юный Виктор не был исключением. Многие качества руководителя, хоровые традиции В.С. Попов перенял у Свешникова и закрепил в созданных им коллективах.
Параллельно с назначением в БДХ Свешников попросил Попова возглавить хор мальчиков. Эти два детских хора и стали смыслом его жизни. Попов постоянно искал новые формы работы хоров, расширял их творческие возможности. В БДХ появились ансамбль народного пения и танцевальная группа; в Хоровом училище хор юношей, выполнявший сугубо учебные задачи, превратился в полноценный творческий коллектив, а в 1991 году на базе училища В.С. Попов создал высшее учебное заведение — Академию хорового искусства. Таким образом, в его руках появился хор в несколько сотен голосов: «Хоровая империя Попова», как выразился один журналист.
— По воспоминаниям многих учеников Виктора Сергеевича (которые редко попадают в публикации, чаще встречаются в бытовых разговорах), его система воспитания музыкантов была достаточно жесткой. Так ли это? И если так, то в чем состояли ее «пряники»?
— Как я уже сказал, Виктор Сергеевич многое для своей работы взял из арсенала Свешникова. Свешников был строгим, бескомпромиссным, подчас жестким человеком, что не мешало ему добиваться высоких художественных целей. Можно сказать — «дисциплина и творчество шли нога в ногу». По воспоминаниям учеников училища 40-х, 50-х и 60-х годов, во время репетиций учитель не давал возможности расслабиться. То же самое и в работе Попова: стоит зазеваться кому-либо из хористов, как он получал весомую порцию словесных оплеух, от которых не сразу оправлялся. Но ни с чем не сравнимой наградой становилось выступление хора. Трепет, волнение, радость охватывали каждого ребенка при виде аплодирующего зала. Мое поколение учащихся училища 70-х годов на всю жизнь запомнили исполнение с оркестром Рудольфа Баршая Stabat mater Перголези в Большом зале консерватории, там же — «Страстей по Иоанну» Баха и его кантаты. И совсем грандиозное событие для начинающих музыкантов — исполнение Восьмой симфонии Малера и оратории Листа «Христос» под управлением Евгения Светланова.
— В чем уникальность этой системы, каковы ее краеугольные камни, может быть, философия?
— Вся система занятий у Попова была подчинена одному — быстрому разучиванию и качественному исполнению произведения. Нередко за один час хор выучивал новое сочинение и отправлялся в студию звукозаписи. Или частенько приходили директивы о внезапно появившемся концерте, на котором надо спеть новую песню. Такие встряски сплачивали хор, позволяли ему решать более трудные задачи.
— Хор Попова в советские годы воспринимался как рупор официоза, даже иногда казалось, что кроме пропагандистских сочинений в репертуаре коллектива и нет ничего другого. Но наверняка была и другая музыка?
— Задачей Большого детского хора в советское время стало распространение хорового пения по всей необъятной стране. И так бывало, что утром в «Пионерской зорьке» звучала новая песня, а вечером ее уже пели где-то в Сибири или Забайкалье. Идеология в те годы была такова, что из динамиков ежедневно неслись песни о подвигах, о пионерах и комсомольцах. Сейчас многие из этих песен уже не поют. Но лучшие песни тех лет нравятся и исполнителям, и слушателям и сегодня. Ощущаешь озноб по коже, когда звучат песни А.Пахмутовой о космосе, о подвиге вчерашних школьников «Сигнальщики-горнисты», о ядерной угрозе — «Вопрос», «Мы — дети Чернобыля», о будущем и экологии — «Раненая птица», «Шар земной» или когда слышишь яркие плакатные песни Ю.Чичкова о детстве, школе, «Артеке», — словно прибавляются новые силы. Хор пел также песни, погружающие в очень дорогой всем нам мир детства. Их создавали В. Шаинский, Е. Крылатов, Е. Птичкин… Чтобы спеть разные по характеру, смыслу песни, ребенок овладевал багажом знаний и умений, которые помогали ему учить и исполнять более сложные классические произведения, сочинения современных авторов. Детский хор свободно справлялся с четырехголосными фугами Баха, Березовского, Бортнянского, опусами XX века, изобилующими всевозможными сложностями средств музыкальной выразительности. БДХ — первый исполнитель многих произведений В. Рубина, Т. Корганова, Г. Дмитриева.
— Виктор Сергеевич имел звание народного артиста СССР: мало кто из хоровых дирижеров был так высокого отмечен.
— Виктор Попов — это музыкальная глыба, сплав высочайшего профессионализма и творчества. Не заметить этого было невозможно. В советское время он получил все почетные звания, в 90-е и 2000-е годы — государственные, московские, православные премии и награды. Вниманием обделен не был. Вероятно, кое-то из коллег завидовал гигантскому таланту Попова, но Виктор Сергеевич не обращал на это никакого внимания и двигался вперед уверенно и целеустремленно.
— Насколько радикально изменился репертуар в постсоветские годы?
— Последнее десятилетие прошлого века многое изменило в нашей стране. Поменялось телевидение, радио, композиторы и поэты перестали писать сочинения-однодневки, БДХ больше не появлялся на экранах, зато стал петь православную музыку, бывшую под запретом 70 лет. Детский хор Попова чаще выступал перед зарубежной публикой. На Западе проявляли недюжинный интерес к русской музыке, народному творчеству, современным авторам. Но и в Москве не затихали музыкальные события. Запомнилась премьера и последующие исполнения Реквиема Георгия Дмитриева на стихи Ахматовой, приносила в хор новые песни и Александра Пахмутова.
— Во второй половине прошлого века, особенно в 60-е годы, в отечественной хоровой культуре наблюдался настоящий ренессанс — появлялось много новых хоров, некоторые из них успешно существуют и ныне, обогащался хоровой репертуар. Каково было место хора Попова в этой богатой палитре?
— Среди детских хоровых коллективов хор Попова занимает особое место. Он всегда был и остается «всеядным». Позиция основателя хора — все, что написано для детей и детям доступно, должно быть в репертуаре. Поэтому когда просят за неделю до выступления подготовить обработку песни западной рок-группы или выучить мелодию на экзотическом языке, ребята справляются с задачей быстро и охотно. По-прежнему в репертуаре коллектива сочинения эпохи Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, современности.
— Считается, что Попов всегда работал с отборными голосами, лучшим вокальным материалом, который можно было найти по стране. В какой степени это предопределило успех его дела?
— Попасть в хор Попова всегда было непросто. Приходят мальчики и девочки с вокальными и музыкальными данными. Раньше прослушивание проводилось в три тура, последний третий тур вел сам Попов, сейчас ограничиваемся двумя. Многие ребята приходят со средними данными. Но в процессе занятий, в силу желания, интереса ребенка, голос развивается, приобретает новые краски, и часто этот мальчик или девочка становятся солистами. Процесс в чем-то напоминает труд ваятеля, который, отбив от камня все лишнее, получает произведение искусства. Успех хору принес правильный подход ко всему творческому и учебному процессу, что неудивительно, — еще учеником Хорового училища юный Витя видел все своими глазами.
— Стремился ли Виктор Сергеевич к симфоническому дирижированию или ему всегда было достаточно хора?
— Когда было необходимо, Попов дирижировал оркестром, но это случалось нечасто. Во время учебного процесса внимание к инструментам оркестра было довольно весомым, что благоприятно сказывалось на оркестровых репетициях. В 2000-х Владимир Спиваков предложил Виктору Сергеевичу провести Реквием Моцарта в качестве дирижера оркестра. Попов блестяще справился с ролью симфонического дирижера. Много лет спустя мне попалась статья, опубликованная уже после смерти В.С. Попова, автор которой восхищался мастерством хормейстера и симфониста и ставил исполнение бессмертного творения Моцарта в ряд с лучшими.
— Какие записи Попова можно назвать эталонными, на чем стоило бы учиться современным музыкантам, особенно хоровикам?
— Виктор Сергеевич Попов тесно общался с композиторами-современниками. Если предполагалось исполнить новое, только что сочиненное произведение, то вначале он встречался с автором, и тот играл ему, объяснял задуманное. После нескольких репетиций композитор появлялся в хоре, делал замечания, вносил правки. Обязательно присутствовал на премьере и записи. Как мне видится, записи сочинений современных композиторов могут считаться эталонными. Как, впрочем, и записи песен БДХ на радио: строгая приемная комиссия не пропускала некачественную запись.
— Традиционно считается, что хоровое и сольное пение плохо совмещаются. Однако опыт АХИ показывает иное — вы, обладая потрясающими хоровыми коллективами, растите и вокальных звезд, в последние десятилетия просто ударными темпами. Как снимается это противоречие?
— При правильном, разумном подходе к развитию голосового аппарата в хоре приобретаются самые главные навыки, необходимые певцу: дыхание, артикуляция, звуковедение и другие. Многие певицы и певцы прошли школу детского хорового пения. И не слышно, чтобы когда-либо Тамара Милашкина или Анна Нетребко жаловались на свое прошлое в детском хоре. А регулярное рождение звезд в АХИ или БДХ обусловлено, на мой взгляд, умеренным сочетанием коллективной и индивидуальной работы с певцами.
— Расскажите о планах по чествованию юбилейной даты: какие мероприятия нас ожидают?
— Девяностолетие со дня рождения основателя Большого детского хора мы отмечаем с размахом. Масштабный фестиваль детского хорового искусства пройдет в четырех регионах: Подмосковье, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В рамках фестиваля состоятся мастер-классы, на которых будет дана должная оценка наследия В.С. Попова, и пройдут круглые столы с руководителями коллективов. Обсудим существующие проблемы детского хорового воспитания, наметим перспективы развития. В ноябре с хором воспитанников БДХ разных лет и с нынешним составом старшей группы хора ездили на родину Виктора Попова в Бежецк. Выпускники дали памятный концерт, возложили цветы и спели у мемориальной доски на доме, где родился Виктор Сергеевич. 10 декабря БДХ примет участие в грандиозном концерте Василия Ладюка в Концертном зале Чайковского, где будут петь оперные певцы — ученики Попова — и хор воспитанников БДХ разных лет. Финал фестиваля пройдет на сцене Государственного Кремлевского дворца 12 декабря. Вместе с БДХ выступят детские хоры из Санкт-Петербурга, Бежецка, Подмосковья и других городов. С хором споют вокальные группы ТеАмо, Soprano Турецкого, «Пятеро», «Кватро», танцевальные группы Балета Игоря Моисеева, Росгвардии, Ансамбля Локтева, с БДХ споет Екатерина Гусева, Дмитрий Харатьян, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев, Маргарита Суханкина, Дмитрий Галихин, Вадим Тихонов, Ярослав Абаимов, Анастасия Кашникова, Игорь Морозов. Все эти яркие имена в афише неслучайны. Многие из этих артистов в свое время пели в Большом детском хоре, кто-то учился у Виктора Сергеевича в Свешниковском училище и Академии хорового искусства. Виктор Сергеевич часто объединял оба своих хора в масштабных концертах: еще студентами Леша Татаринцев, Вася Ладюк, Коля Диденко, Ярослав Абаимов, ребята из «Кватро» и «Пятеро» пели с БДХ (и продолжают петь, став большими певцами). Танцевальные ансамбли тоже тесно связаны с нашим хором. Попов когда-то работал в локтевском ансамбле, вместе с Игорем Моисеевым создал школу, в которой учились юные моисеевцы, поповцы и другие творческие дети, с ансамблем Росгвардии объездил всю страну и полмира. Попов, как когда-то сказал композитор Владимир Рубин, – это эпоха.
Поделиться: