Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.04.2006
СОРЕВНУЮТСЯ МОЛОДЫЕ ДИРИЖЕРЫ

С 21 по 24 марта в рамках IV Российских оркестровых ассамблей в МГУКИ проходил Открытый всероссийский конкурс молодых дирижеров - студентов средних и высших музыкальных учебных заведений, дирижеров учебных, любительских и муниципальных оркестров. Организаторами конкурса выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский государственный университет культуры и искусств, Государственный российский Дом народного творчества.

Базой конкурса стал Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ), что неслучайно. В университете есть дирижерско-оркестровый факультет, на котором работают кафедры оркестрового дирижирования, духовых оркестров и ансамблей, эстрадных оркестров и ансамблей. Университет предоставил для выступлений в трех номинациях конкурса все свои оркестровые коллективы.

Итак, в номинации «Оркестр русских народных инструментов» первую премию поделили Седов Антон (МГУКИ) и Ковалева Светлана – руководитель оркестра «Русские фрески» города Октябрьска Самарской области. Второй премии не присудили, зато было две третьих, их заняли Беспалова Ольга (МГУКИ) и Васина Ирина (Орел ), дипломант Горбунова Юлия (Самара)

В номинации «Духовые оркестры» первое место занял Виноградов Денис (МГУКИ), два вторых - Кохан Дмитрий (Ростов-на-Дону) и Стрельцова Наталья (Саратов), дипломант Вахрушев Антон (МВК) .

В номинации «Эстрадно-симфонический оркестр и биг-бэнд» лауреатом первой премии стала Шалонина Светлана (МГУКИ).

На конкурсе работало жюри в составе:

Председатель - народный артист СССР, профессор Полетаев Анатолий Иванович.

Члены жюри: народный артист РФ, профессор Об ликин Игорь Федорович; народный артист РФ, профессор Гордеев Владимир Петрович; заслуженный артист Украины, доцент Уманец Анатолий Федорович; заслуженный работник культуры РФ, профессор Дудин Анатолий Леонидович; заведующий музыкальным отделом Государственного российского Дома народного творчества Цеп Анатолий Иванович.

Наш корреспондент Лариса Лобанова обратилась к Анатолию Ивановичу Цепу с просьбой рассказать о том, как прошло творческое состязание.

- Конечно, конкурс, как всякое новое дело, сложно начинается. Но он очень важен. Открывая конкурс, Анатолий Иванович Полетаев подчеркнул: это творческое состязание – дело необходимое, и, прежде всего, потому, что во многих учебных заведениях закрыта специализация дирижеров, в среднем звене уже не дают квалификацию «руководитель оркестра», и сегодня в стране есть большая проблема с подготовкой дирижеров.

Смотр был довольно широким по своей географии. В нем участвовали начинающие дирижеры из Оренбурга, Перми, Самары, города Октябрьска Самарской области, из Саратова, Орла, Рязани, Ухты, Ростова-на-Дону, из Московского университета культуры и искусства и Московской военной консерватории. Всего 19 человек.

Проходил конкурс в два тура. Первый, отборочный, - по представленным видео-материалам. Все участники прислали нам видеокассеты с записью увертюры или первой части симфонии композиторов XVIII - XIX веков (дирижировали под рояль). На основании этого отбора были посланы приглашения к участию во втором туре. В обязательную программу конкурса входил целый ряд произведений, но какое именно из них исполнять конкурсантам, определяла жеребьевка перед началом второго тура.

Самое большое количество участников собралось в номинации «народный оркестр». Здесь даже пришлось проводить промежуточный отбор: было сложно выбрать претендентов на лауреатство. В итоге участниками заключительного тура стали 5 дирижеров народного оркестра, 4 – духового, 2 - эстрадно-симфонического, 1- Биг-бэнда .

Закрытие конкурса проходило в «Голубом зале» Университета культуры. Зал просторный, что позволило разместить в нем все оркестры одновременно. Лауреаты выходили и, каждый дирижировал своим оркестром. Это смотрелось очень эффектно и, конечно, объединяло всех участников.

При подготовке конкурса в Федеральное агентство по культуре и кинематографии была подана заявка с тем, чтобы помогли финансово. Но, к сожалению, помощи не поступило. Пришлось университету взять на себя всю организацию. Призы были очень достойными, и, я думаю, победители остались довольны.

- Анатолий Иванович, каков, на ваш взгляд, был уровень участников?

- Для меня приятной неожиданностью стало то, что дирижеры оказались прилично подготовлены. Это было не просто тактирование под музыку. Все проявили себя лидерами, способными повести за собой оркестр. У кого-то это получалось лучше, у кого-то - чуть хуже. Но дирижеры, занявшие первые места, выступали очень солидно: это было настоящее концертное исполнение.

Замечу, кстати: то, что университет предоставил для конкурса свои оркестры, оказалось весьма полезным для этих коллективов. Кроме того, что все они готовили большие программы, некоторым из них пришлось многократно сыграть отдельные произведения - например, семь «Лип вековых» под семь дирижеров. Такой конкурс заметно поднимает уровень участвующих в нем коллективов. Студенты, играющие в университетских оркестрах, очень много получили как музыканты.

- Ваш конкурс называется «открытым»: значит ли это, что в нем могут участвовать иностранцы?

- Безусловно: в конкурсе могут принимать участие иностранные студенты - и из ближнего, и из дальнего зарубежья. Это общее дело. Представители других дирижерских школ и культурных традиций разнообразили бы наш конкурс. Но пока столь широко информация о нем не разошлась, эта задача - на будущее.

Мы решили, что конкурс будет проводиться раз два года и программа его станет усложняться. Состязание дирижеров, дающее возможность определить, насколько они готовы к руководству оркестром, должно быть очень серьезным.

Поделиться:

Наверх