Известнейший отечественный конкурс, проводившийся раз в два года с 1960-го, а с 1993-го из всесоюзного превратившийся в международный, был неотъемлемой частью нашей культурной жизни до 2014 года. Сорок лет им руководила Ирина Архипова, после ее смерти в 2010-м два конкурса провел Владислав Пьявко. А потом конкурс исчез по неизвестной причине – релизы указывают на некие «оргпроблемы». Почему Министерство культуры России, бывший и настоящий учредитель этой государственной институции, десять лет им не занималось, остается только гадать. По частной инициативе Альбины Шагимуратовой, председателя нынешнего конкурсного жюри, предыдущий XXVI конкурс в 2019 году после пятилетнего перерыва был проведен в Казани под эгидой Минкультуры Татарстана.
И вот, спустя десять лет, Конкурс Глинки возвращается. Будем надеяться, что возобновится традиция его проведения раз в два года – по крайней мере, такие планы были официально объявлены. Будем также надеяться на возвращение и другой архиповской традиции – проводить конкурс в разных городах. Ирина Константиновна провела его в столицах почти всех союзных республик, позже – во многих городах России. Замысел был в том, чтобы культурная жизнь кипела не только в Москве.
В свой двадцать седьмой раз конкурс прошел в «Зарядье»: первые два тура в его малом зале, открытие, третий тур и финальный гала – в большом. 220-летие Михаила Глинки оказалось дополнительным фактором привлечения внимания к событию. В частности, на концерте-открытии музыка Глинки превалировала. Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева с невероятной энергией и точностью, в залихватских темпах исполнил увертюру к «Руслану и Людмиле», а в финале вечера – меланхоличный «Вальс-фантазию». Выступившие именитые вокалисты также немало страниц посвятили Глинке. Альбина Шагимуратова блистала в Каватине Людмилы и романсе «Я помню чудное мгновение»: ее мягкий и звонкий голос, красивейшие верха и филигранная колоратурная техника доставили истинное удовольствие в арии, равно как и простота и безыскусность в исполнении романса. Сразил наповал Алексей Татаринцев в голосоломной арии Собинина «Братцы, в метель»: все экстремумы были взяты отлично, а кроме них певец сумел придать лирическому голосу героическую окраску, и номер прозвучал фантастически ярко. Михаил Казаков артистично и с максимально четкой дикцией порадовал в Рондо Фарлафа, Сергей Лейферкус удивил в «Сомнении» – не только долговечностью своего неувядающего искусства, но и глубиной интерпретации, убедительной и проникновенной.
Другие певцы подарили встречу с иными страницами русской музыки. Белоруска Оксана Волкова предстала страстной Любашей, москвичка Мария Баракова – героической Иоанной, серб Желько Лучич – усталым, но не лишенным благородства Мазепой, а Лейферкус, исполнивший два номера, напомнил о том, что Алеко – партия для баритона, в которой этот голос при должном мастерстве звучит не менее убедительно. Он, Казаков и Лучич были членами жюри конкурса, вместе с Шагимуратовой они задали состязанию очень высокую планку. Помимо них в жюри вошли видные музыканты из Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана и Китая.
Международным оказался и состав участников. Из почти 400 заявок до первого тура было допущено порядка 70 вокалистов, которые представляли 10 стран – Россию, Украину, Белоруссию, Абхазию, Армению, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Монголию и Китай. Решение жюри – из двенадцати финалистов премии (их четыре) получили десять человек, Гран-при не присудили никому. Оспаривать результаты – дело неблагодарное, тем не менее некоторые ремарки, опираясь в основном на прослушивания третьего тура, сделать необходимо.
Из двух певцов, оставшихся лишь дипломантами конкурса, не вызывает сомнения решение жюри в отношении тенора Кирилла Попова – он был неубедителен не только на третьем туре по комплексу характеристик, но и на первом (довелось его услышать): удивительно, что он дошел до финала. А вот дипломантский статус сопрано Карины Ховалыг, продемонстрировавшей и отличный голос, и очень умелое, техничное исполнение, вызвал недоумение: певица заслуживала явно большего.
Безусловно несправедливым оказалось и решение в отношении меццо Полины Шароваровой, удостоенной лишь 4 премии: ее исполнение Сегидильи и особенно арии Иоанны было без преувеличения достойно Гран-при. Большое сомнение вызывают и первые премии. Узбекский тенор Отабек Назиров обладает достаточно резким и не слишком красивым тембром: арию Левко он спел пресно, а в голосоломной арии Тонио из «Дочери полка», которая сорвала овации зала, продемонстрировал стабильные, но некрасиво взятые верхние ноты, прозвучав этакой фистулой. Меццо Екатерина Лукаш на его фоне, конечно, куда более мастеровитая, яркая и глубокая певица, ее первая премия больше убеждает. Хотя и она не вполне справилась с верхней нотой в кульминации второй арии Далилы, исполнив ее резковато, не слишком эстетично. Но, видимо подкупил жюри ее безусловно красивый и неординарный тембр, а также артистизм в арии и частушках Варвары из оперы Щедрина.
Очень порадовали сопрано Екатерина Бегунович (2 премия), Екатерина Савинкова (3 премия) и Валентина Правдина (4 премия) – красотой голосов, выразительностью и точностью исполнения, артистизмом и (что немало) эстетизмом внешнего вида, умением держаться на сцене достойно и одновременно скромно. Сверхярким артистизмом блеснул бас Мирослав Молчанов (4 премия) – особенно ему удалась ария Кончака, впрочем, и колоратурный Алидоро из «Золушки» Россини вышел эффектным – жаль только, что у певца плоховато озвучен нижний регистр, в котором появляются некрасивые призвуки. Другой бас финала – Константин Федотов (2 премия) куда более мастеровит, однако в целом, к сожалению, в этот раз он прозвучал не столь интересно, как, например, летом на Конкурсе Образцовой. То же можно сказать и о контратеноре Иване Бородулине (3 премия) – в огромном и акустически коварном зале «Зарядья» в его пении «грехи контратеноров» (особенно напряженные и неточные верхи) проявились очевиднее, чем это было в Петербурге, где казалось (в идеальной акустике зала Капеллы), что звучание – нереально совершенное, напрочь лишенное обычных недостатков певцов этого амплуа. Удивила и 4 премия тенора Даниила Сахарова – его выбор арии Калафа свидетельствует о не до конца понимаемой природе своего дарования (Ленский, спетый вторым номером, ему подошел куда больше) и не слишком высоком вкусе певца.
В целом уровень конкурсантов оказался весьма высоким – судя не только по третьему туру, но и по первым двум, на которых удалось заметить таких интересных солистов, как тенор Роман Широких, сопрано Анастасия Солдатенкова, Юлия Ситникова, Анна Кононенко и Елизавета Кулагина, баритоны Владислав Пикалов и Алексей Юрковский. Как справедливо сказала на концерте-открытии Альбина Шагимуратова, у жюри – мучительная задача: выбирать лучших из лучших. Да и, в конце концов, конкурс – это лишь конкурс, а жизнь и дальнейшая карьера и лауреатов, и тех, кому в этот раз не повезло, покажет, насколько жюри оказалось право или, наоборот, ошиблось в своем выборе. Ведь увидеть перспективу – это важнее, чем тот или иной приз: именно этим всегда отличалось судейство великой Ирины Архиповой. Пожелаем же конкурсу не на словах, а на деле в перспективе вернуться ко всем замечательным архиповским традициям!
Поделиться: