Top.Mail.Ru
Приморский акцент московского сезона
Начало нового сезона в Москве обильно расцвечено гастролерами. В числе первых выступила труппа Приморской сцены Мариинского театра, представив в Большом три балета и две оперы – «Царскую невесту» и «Аиду», спектакли 2018 и 2019 годов.

Оперный театр в Приморье появился в 2013-м. В 2016-м он стал филиалом Мариинки, а в 2019-м показал в «Зарядье» первую крупную работу в этом качестве. На сцене во Владивостоке идет немало спектаклей, перенесенных из Петербурга, но «Царская» там – абсолютно оригинальная, совсем не такая как в театре-патроне.

 

«Царская невеста»

Для постановки пригласили главного режиссера Новосибирского театра оперы и балета Вячеслава Стародубцева, уже работавшего с приморскими артистами (он, в частности, ставил «Мавру» Стравинского). Стародубцев создал спектакль, во-первых, исключительно музыкальный, во-вторых — весьма традиционный по сути, но современный по эстетике.

…Темный колорит говорит о мрачном средневековье русской жизни, золотые вкрапления — о близости героев к царскому двору. Золотая скатерть на пирушке Грязного, где гуляют лихие опричники, или золотые маски царевых слуг, скрывающие их лица в момент совершения заплечных дел. Апофеоз «золотого лейтмотива» — явление испуганным Марфе и Дуняше Грозного царя: не то «король-солнце», не то сияющий Будда или жестокое божество майя – величественный и неподвижный истукан выхвачен лучом света в кромешной темноте (художник по свету Сергей Скорнецкий). В финале третьего действия при объявлении царской воли по поводу выбора невест этот фантом-символ самовластия еще раз спустится с колосников, чтобы своим устрашающим видом повергнуть в трепет подданных.

Цветовая гамма имеет колоссальное значение (сценография Петра Окунева). Для чистой Марфы — цвет белый, для наивного и мечтательного Лыкова — голубой, для коварного Бомелия — изумрудно-зеленый, для несчастной Любаши — глубокий темно-синий. Опричники — в черном, танцующая безликая слободская массовка — в сером. А весь мир героев ограничен простой кубической конструкцией и напоминает тюрьму.

Талантливо, захватывающе поставлен финал. Золотые маски опричников имеют продолжение в теме двойничества главных героинь: больная, безумная Марфа в четвертом акте появляется в красном, и одетой точно в такое же платье оказывается вдруг выходящая из толпы, упивающаяся результатами своей мести Любаша. Обе жертвы уклада и нравов Иоаннова царства — будто сестры-близнецы. Судьба крепко повязала их, они подобно фуриям носятся и кружатся возле близкого к помешательству Грязного, а после убийства Любаши блаженная Марфа укачивает на руках труп неведомой соперницы, отчего исход драмы кажется еще более страшным.

Музыкальное прочтение удивило чересчур медленными темпами и в целом вяловатым темпоритмом спектакля. Интерпретации дирижера Павла Смелкова явно не хватало тонуса, а многим солистам было откровенно непросто петь становящиеся бесконечными по своей продолжительности фразы. Тем не менее они справились с задачей весьма достойно.

Тоскливо-инфернальное звучание умеет придать своему легкому меццо Лаура Бустаманте (Любаша). Особенным достижением солистки является ее выход в финальной картине. Нередко после молчания почти в полтора акта многим певицам на финальные фразы этой партии банально не хватает сил и энергии, они звучат здесь вяло и без огня, но Бустаманте сумела провести финал, ничуть не снизив накала драматизма. Мечтательную Марфу с поэтически-нежным сопрано представила Алина Михайлик – можно сказать, эталонно. Великолепно спел-сыграл Грязнова Вячеслав Васильев: поначалу казалось, что его фактурному баритону чуть трудновато забираться на верхние ноты, но по ходу спектакля это ощущение ушло – красивый, сочный голос певца, верная экспрессия наполнили образ бедового опричника жизнью и подлинным трагизмом.

Из двух басов неоспоримое первенство следует отдать Евгению Плеханову (Собакин) – его голос прозвучал в лучших русских традициях, глубоко и весомо, в то время как Сергей Плешивцев (Малюта) демонстрировал голос громкий, но не вполне оперный по своей эстетике, бедноватый обертонами и несколько простоватый. Роман Крукович исполнил партию Лыкова профессионально, однако без особого блеска. А вот Алексей Костюк и спел, и сыграл Бомелия очень выразительно, не только наделив его положенными ядовитыми интонациями, но и сумев показать в отрицательном герое проблески настоящего чувства к Любаше. Порадовали Наталья Якимова (Дуняша) и Алена Диянова (Сабурова) – точностью интонации, выразительностью фразировки, отличной дикцией.

 

«Аида»

Другую драматическую фреску большого размаха – «Аиду» – Приморский филиал тоже имеет свою собственную, хотя и очень похожую на работу Северо-Осетинского филиала: и во Владикавказе, и во Владивостоке над спектаклями работала одна команда постановщиков, которая, конечно, учитывала разные размеры сцен и возможности трупп, но одарила обе труппы идейно идентичными работами.

Грандиозную ориентальную «итальянку» во Владивостоке ставил Алексей Степанюк, чья «Аида» с 1998 года не сходит со сцены Мариинского театра. Для Приморского филиала маститый режиссер вновь выбрал эстетику исторического спектакля, в котором есть все положенные атрибуты: испещренные иероглифами золотые колонны (их шесть по периметру сцены), грубые каменные кладки древних храмов, пирамиды, устрашающие черные фигуры богов и сфинксов. Огромную роль играет видеографика Вадима Дуленко: она заменила рисованные декорации и задники классического спектакля, но по сути повествует о том же, о чем рассказывала привычная гранд-опера. Роскошные костюмы хора, миманса и балета, эстетичные — у солистов (художник Варвара Евчук) выдержаны в стиле великих нильских цивилизаций, египетской и пунтийской, которую либреттист Гисланцони для простоты восприятия именует эфиопской. Нежная Аида у Степанюка решительнее привычных интерпретаций этой роли, властная Амнерис — не так однозначно жестока, ей свойственно сомнение. Два главных женских образа — два полюса спектакля, хотя и герои-мужчины интересны и выразительны. В начальных сценах нет балета: в сцене посвящения Радамеса он заменен странноватой пластикой миманса, однако в знаменитом Триумфе все оказывается на месте – хореограф Илья Устьянцев предлагает яркую сюиту характерных танцев.

Наряду с языком традиционного спектакля Степанюк использует язык метафор и обобщений, прочерчивая линии в историю XX века, делая актуальные вкрапления. Под звуки прелюдии предстает одинокая фигура жреца Рамфиса, вглядывающегося в звездное небо и астральные символы: он явно что-то замышляет и загадывает. На авансцене в это время ангелоподобная девочка в белом платьице играет с чернокожим пупсом: не она ли, печальная и лишенная всяческих иллюзий, уже взрослой женщиной выйдет в финале в черном строгом костюме и вуалетке времен дуче, чтобы спеть поминальные фразы Амнерис? Отсылка к эпохе итальянского фашизма неслучайна, ведь именно там в период победоносной войны с Эфиопией опера Верди была поднята на щит и понуждена идеологически обслуживать тезис о превосходстве Апеннин над древней африканской империей.

Триумф во втором акте решен оригинально. Древнеегипетский истеблишмент, повернувшись спиной к зрителю и лицом к заднику, созерцает на нем, как на киноэкране, фрагменты какого-то голливудского блокбастера – не то о Юлии Цезаре, не то об Александре Македонском (судя по обмундированию всадников). С одной стороны — реализм во всей красе, поддержанный современными техническими решениями: празднующие победу египтяне принимают парад; с другой — совмещение разных искусств и эстетик привносит элементы почти сюра, но одновременно говорит о сверхидее спектакля: показать вечное зло войны.

Как и «Царская невеста», «Аида» у Павла Смелкова отличалась темповым волюнтаризмом. Дирижер предложил чересчур экстравагантное видение партитуры, безбожно затягивая лирические места и срываясь в вихреобразное, если не истеричное стринджендо на кульминациях. Коллектив при этом звучал не без помарок – не катастрофических, но заметных. Хор Ларисы Швейковской, как ни странно, в итальянской опере прозвучал более убедительно и слаженно, чем в русской.

Вокальный каст «Аиды» во многом повторил состав вокалистов в «Царской». Высокая меццовая партия Амнерис Лауре Бустаманте подходит, быть может, даже больше, чем по-контральтовому глубокая Любаша: певица-актриса создала убедительный и вокальный, и артистический образ властной и мятущейся царевны. Победительница всех последних вокальных конкурсов (12-ти!) Ольга Маслова, присланная на подмогу из Мариинки (хотя когда-то начинала именно в Приморье), своим железным, не знающим устали сопрано придала Аиде героический характер – на сцене была не рабыня, но равноценная с Амнерис царевна, хотя и плененная. Тенор Саян Исин из «Астана-оперы» более всего поражал пронзительными мощными верхними нотами, каковые он, казалось, может тянуть бесконечно. Его резковатый, воистину «азиатский» голос удивлял звуковой силой, но не пленял разнообразием красок: актерски же Радамес Саяна Исина был весьма одномерен, а порой даже слегка комичен. Интересным, хотя и не совершенным вокально предстал Амонасро Марата Мухаметзянова. Его сильный и богатый баритон сумел выразить разнообразие красок-оттенков в характере непростого героя сполна, за что ему можно простить небольшие изъяны технического характера. Евгений Плеханов (Рамфис), Сергей Плешивцев (Царь Египта) и Алексей Костюк (Гонец) оставили схожие с «Царской» впечатления своим вокалом, а Анастасия Кикоть по-настоящему завораживала звуковой экспрессией в коротких настойчивых ламентациях Жрицы.

Два оперных блокбастера – непростое испытание: оперы и сложные, и ответственные, и хорошо знакомые публике, требующие внушительных голосов и в целом – смелости. При всех замечаниях и нюансах можно определенно сказать, что Приморский театр оперы и балета состоялся как профессиональный оперный дом, которому под силу такие вершины, как шедевры Верди и Римского-Корсакова. 

Фото предоставлены пресс-службой Приморской сцены Мариинского театра

Фотоальбом
The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov The Tsar's Bride 2024.09.17 by Damir Yusupov. Aida 2024.09.19 by Damir Yusupov Aida 2024.09.19 by Damir Yusupov. Aida 2024.09.19 by Damir Yusupov Aida 2024.09.19 by Damir Yusupov

Поделиться:

Наверх