Этот «смотр вокальных рядов» проводится раз в два года, предыдущий состоялся в 2023-м. Однако решено было провести его и в нынешнем году, поскольку он дважды юбилейный: 7 июля исполнилось 85 лет со дня рождения Елены Образцовой, основательницы и патронессы конкурса, а самому конкурсу – четверть века.
В современных условиях труднее всего поддерживать международный статус состязания, но организаторам – Фонду Образцовой и Культурному центру Образцовой – это удалось. В жюри, помимо представителей нашей страны – Маквалы Касрашвили, Михаила Петренко и Нины Арсентьевой, – вошли Рамиз Усманов из Узбекистана, Томаш Батор из Венгрии, Тэдди Герстел из Швейцарии и Алессандро Ариози из Италии. Что касается конкурсантов, то было подано 400 заявок. По решению предконкурсного жюри в составе: Марина Шутова, Ирина Долженко и Тэдди Гертел – к участию допустили менее ста человек, представлявших 19 стран Европы и Азии. До финала дошли 13 вокалистов вместо обычных пятнадцати – конкурсное жюри оказалось строже, чем обычно (ранее пропускали больше положенного по регламенту количества конкурсантов – так завещала основательница). В итоге все премии остались в России, при этом третью разделили между двумя певцами и в четвертый раз в истории вручили Гран-при.
Обладателем Гран-при стал Илья Легатов – студент Московской консерватории (класс народного артиста России Олега Кулько) и артист Молодежной оперной программы Большого театра. Его мощный и тембрально богатый тенор оставляет немалое впечатление насыщенностью и выразительностью звучания. Победитель в финале блеснул арией Пьера Безухова – в этой партии он уже имел успех на Крещенском фестивале в «Новой опере», – но особенно порадовал его Федерико из «Арлезианки», исполненный очень по-итальянски и в плане языка, и с точки зрения эмоциональной подачи, а главное – уверенности расцветающих верхних нот, чего всегда ждешь от певца, берущегося за итальянскую классику.
Первую премию жюри отдало контратенору Ивану Бородулину, и это своего рода сенсация: на конкурсе имени звездной меццо-сопрано огромный аванс получает представитель «конкурирующей фирмы», при этом до финала дошла лишь одна меццо, да и то отнюдь не образцовского типа. Еще не так давно контратенора были экстравагантной экзотикой на отечественных состязаниях. В частности, на образцовском конкурсе до сих пор самого заметного успеха добился Юрий Юшкевич, получивший в 2017-м всего лишь приз зрительских симпатий. Теперь мода на самый высокий мужской голос победила и консервативное жюри. Пение Бородулина вполне того заслуживает: голос певца лишен многих недостатков, традиционно присущих певцам этого амплуа; его поставленный фальцет звучит весьма натурально – округло, ярко и даже мощно, – совершенно не оставляет ощущения искусственности, «деланности», что нередко присуще контратенорам. Убеждает и грудное звучание, и благородство и точность верхов, и качественная регистровка. Такой контратенор действительно может конкурировать с меццо-сопрано и контральто на их территории, причем не только в барочном репертуаре.
Вторую премию взял бас из «Новой оперы» Константин Федотов – богатый, глубокий голос этого певца ярко сияет на московском небосклоне, его успели заметить все любители пения. И ария Рене из «Иоланты», и куплеты Мефистофеля из «Фауста» были спеты в финале и технично, и артистично. И от первой до последней ноты певец радовал своим уникальным тембром: настоящих «басовитых» басов сегодня очень не хватает. На венчавшем конкурс гала-концерте Федотов также блистательно спел-сыграл знаменитую «Блоху» Мусоргского, создав грандиозный по силе образ.
Третью премию разделили москвичи Валентина Правдина и Арсений Яковлев. Правдина уже сумела завоевать столицу в премьерах «Черевичек» и «Мадам Баттерфляй» на сцене родного «Геликона», недвусмысленно заявив о появлении нового сильного лирико-драматического сопрано. Яковлев – опытный певец, дебютировавший в Большом театре более десяти лет назад (правда, в юном возрасте), но по разным причинам его карьера развивается неровно и дискретно. На конкурсе оба подтвердили то, что о них известно: Правдина пела ровно, стабильно, технично и выразительно. Яковлев, скорее, недотягивал до высшей планки по этим же параметрам, но не оценить его драматический тенор темного окраса решительно невозможно.
В заключение – несколько слов о других певцах, получивших те или иные спецпризы. Трудно было не восхититься шедевральным исполнением арии россиниевского Арзаче колоратурным меццо Юлии Вакулы: ее голос пленил наполненностью и искрометной живостью звучания. Не забыть и китаянку Чжан Мэнвэнь, чей хрустальный голос поражал виртуозностью в ариях Лакме и Людмилы, а в последней – еще и прекрасным русским языком, и изысканной фразировкой, осмысленным и тонким пением.
Запомнились и некоторые из не прошедших в финал. Спецприз за лучшее исполнение произведения Глинки получил мариинец Роман Широких, безыскусно и сердечно спевший романс «Я помню чудное мгновенье». Василиса Шаплыко броско и харизматично представила арию Композитора из «Ариадны на Наксосе». Обладательница роскошного меццо, француженка Лориана Треган-Маркус проникновенно исполнила баховскую арию Erbarme dich и таинственную арию-монолог Кундри. В целом уровень конкурсантов оказался более чем высоким, и жюри было совсем непросто выбирать между равно прекрасными кандидатами.
Поделиться: