Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2011
ЛУЧШИЕ В ПРОФЕССИИ
В конце учебного года в Москве состоялся городской конкурс профессионального мастерства «Лучший молодой преподаватель детской школы искусств 2011 года».

«Ученье – свет»,- сказал один поэт./ Друзья, вы эту истину примите. /На свете ничего прекрасней нет, /Чем звание высокое – учитель». Особенно отрадно, когда к высокому званию, воспетому поэтом Евгением Садулиным, стремятся молодые люди. Пришедшие в профессию по призванию, они полны творческой энергии: с большим старанием совершенствуют свое мастерство и преуспевают в любимом деле. Но чтобы укрепить интерес начинающего педагога к своей профессии, необходимо подчеркнуть культурно-общественную ценность его труда. Вот почему на протяжении уже 10 лет существует конкурс «Лучший преподаватель детской школы искусств», который проводится в рамках конкурса профессионального мастерства «Московские мастера». А в этом году, уже второй раз за десятилетие, он состоялся в формате «Лучший молодой преподаватель».

По традиции организаторами конкурса стали три крупных учреждения Москвы: Департамент культуры, городской профессиональный союз работников культуры и Объединенный комитет профсоюза работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Членами жюри выступили авторитетные преподаватели различных звеньев художественного образования, в том числе профессора РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. А.Шнитке, Школы-студии им. Немировича-Данченко при МХТ им. А.П. Чехова и другие. Возглавлял жюри конкурса директор МССМШ им. Гнесиных М.С. Хохлов.

В задачи конкурса входит создание условий для выявления и, главное, реальной поддержки молодых талантливых преподавателей детских школ искусств. Немудрено, что желающих участвовать довольно много. На сей раз конкурсантами стали 56 педагогов в возрасте до 35 лет. Это были преподаватели сценической практики, живописи, скульптуры, хорового, сольного академического и народного пения, а также руководители фольклорных ансамблей, симфонических, народных и духовых оркестров. Состязались и инструменталисты: преподаватели по классам фортепиано, струнных, деревянных духовых, ударных и народных инструментов. Не остались в стороне и теоретики - преподаватели сольфеджио, слушания музыки и ритмики.

При всех различиях специальностей участников творческое соревнование проходило без разделения по видам искусств, в рамках общей номинации «преподаватель», и критериями профессионализма были универсальные для всех дисциплин параметры. Председатель конкурсного жюри Михаил Сергеевич Хохлов пояснил: «В любом виде искусства воздействие на учащегося лежит в плоскости развития воображения, взращивания индивидуальности и обучения профессиональным навыкам. Объектами нашего анализа и оценки были процесс проведения урока, способ взаимодействия преподавателя и учеников, а также художественный результат такого общения. Очень ценно, если преподаватель за урок многое успевает сообщить ученику, будь то общие знания, конкретные сведения по предмету или какие-либо мировоззренческие позиции».

Конкурс как всегда проходил в два этапа. Первый (отборочный) – это самопрезентация преподавателя под названием «Я и мои ученики». Это заочный тур, в котором педагог представляет в жюри запись урока на DVD. Форма работы с учениками здесь может быть любой - важно, чтобы в конечном итоге были продемонстрированы практические навыки учеников. По итогам отборочного тура жюри выявило 14 участников второго этапа, финального.

Финал проводился в открытой форме, поэтому стал не только волнующим и предельно ответственным для конкурсантов, но максимально живым и интересным для «болельщиков» - заинтересованных зрителей конкурса. Его площадкой стали концертные залы ведущих школ - ДМШ им. Н.Алексеева, ДШИ им. Е.Светланова и ДМШ им. В.Андреева. Этап выявления лауреатов проходил тоже в два приема, но уже без отсева участников. Первый раздел финального этапа шел под девизом «Учить, увлекая». Конкурсанты проводили 45-минутный открытый урок с незнакомыми учащимися по предложенной оргкомитетом тематике. Жюри оценивало умение грамотно построить учебное занятие, выбрать наиболее эффективные методы для достижения положительного результата, а также установить психологический контакт с незнакомыми детьми. Заинтересовать и научить за одно занятие не так-то просто. Еще сложнее – провести такой яркий урок, который способен стать методической рекомендацией для коллег.

Заключительный раздел финала также имел подзаголовок: «Преподаватель – профессия творческая». В известном смысле он оценивал… полет педагогической фантазии. Участникам была предоставлена полная свобода в выборе тем, методов и форм для того, чтобы наилучшим образом представить свои сегодняшние профессиональные возможности. Здесь финалистам помогали уже их собственные ученики.

Старания молодых преподавателей были оценены по достоинству. Все конкурсанты, прошедшие отборочный тур, получили денежные вознаграждения. Лауреатами стали лишь трое. I премия у преподавателя скульптуры К.А. Каширина (ДШИ им. В.Поленова). II премия у педагога по классу академического пения М.В. Баянкинонй (ДМШ им. Г.Свиридова). III премия вручена А.Ю. Гаряевой - преподавателю изобразительного искусства в ДШИ №16. Кроме того, некоторые финалисты были награждены особыми грамотами и призами: «За верность традициям русской скрипичной школы», «Надежда художественной педагогики Москвы», «За творческий подход в области воспитания детей».

Одна из финалисток - преподаватель фортепиано в ДМШ им. В.Андреева Кристина Яновна Берзиньш рассказала о себе и своем участии в конкурсе, беседуя с корреспондентом «Играем с начала».

- Кристина, что вы отправляли на отборочный тур?

- Это были диски с записями моих исполнений, а также выступлений ряда перспективных учеников. Одна из них Анна Морозова. Сейчас она учится в 3 классе, но через записи мы показали ее в развитии – с начала обучения по настоящее время.

- Интересно, а какое было у вас задание на самом сложном этапе конкурса?

- На открытом уроке финала мне досталась тема «Работа над звуком как основное средство раскрытия художественного образа музыкального произведения».

- Кроме диплома финалиста вы получили особую награду конкурса - грамоту «За творческий поиск в области воспитательной работы с учащимися». Не могли бы вы вкратце рассказать, в чем специфика вашего творческого подхода?

- Я пытаюсь синтезировать искусства, чтобы разносторонне раскрыть перед учащимися музыкальный образ. Благодатным спутником понимания музыки в детстве является рисунок, и мы часто рисуем на тему того произведения, которое изучаем. Также подбираем программу, ведь даже непрограммные сочинения должны вызывать у ребенка яркие ассоциации, это надо понимать. Совместно с хореографами и другими преподавателями школы мы занимаемся театральными постановками - ставим сказки, танцевальные номера.

- На заключительном туре вы представили проект, посвященный русской музыке от Глинки до наших дней. Это ваш первый самостоятельный опыт?

- Нет, мы с учениками часто проводим подобные мероприятия. Например, некоторое время назад осуществили проект, посвященный «Детскому альбому» Чайковского, где к танцевальным пьесам были поставлены хореографические номера, где дети читали со сцены специально подобранные стихи, а перед этим внимательно изучали биографию композитора.

- Это уже искусствоведческая сфера, выходящая за рамки работы преподавателя-пианиста!

- Да, но при всей сложности есть большой плюс: ребята привыкают работать в команде, в атмосфере коллективного творчества, учатся поддерживать друг друга.

- Сколько лет вы работаете в школе? Работали ли с выпускниками?

- В школе я всего 3 года, и самый старший мой ученик - третьеклассник. Возможно, благодаря моему подходу к обучению, мои дети успешно учатся и заметно опережают сверстников.

- Ставите ли вы перед собой цель, чтобы ваши выпускники в дальнейшем продолжили профессиональное музыкальное образование?

- Я считаю, что в нашей профессии главное – научить человека творчески проявлять себя. Разносторонняя и творчески активная личность может преуспеть в любом виде деятельности, в любой профессии. Это помогает в жизни.

В этом вопросе с Кристиной Берзиньш соглашается и еще одна участница конкурса - пианистка Анна Игоревна Шеховцова, преподаватель ДМШ №18: «Музыка это средство воспитания подрастающего поколения. Для меня не столь важно, будут ли мои ученики профессионалами или останутся любителями музыки. Учителю необходимо уметь воспитывать душу своего ученика. И тогда посредством искусства дети будут становиться добрее, отзывчивее, искреннее».

Итак, очередной конкурс «Лучший молодой преподаватель детской школы искусств» завершен. О его успехе свидетельствуют многие факты. То, что на открытых уроках и показах в рамках финала присутствовало более трехсот преподавателей. И что до отказа был заполнен зрительный зал Театрально-концертного центра Павла Слободкина во время торжественной церемонии закрытия конкурса 1 июня – в Международный день защиты тех, во имя кого и существует профессия учителя.

Поделиться:

Наверх