Top.Mail.Ru
И вновь «Франческа»!
В концертном зале «Зарядье» прозвучала опера Сергея Рахманинова, став заметным событием Второго московского летнего фестиваля, одноименного залу

В прошлом году музыка Рахманинова звучала в «Зарядье» постоянно – и на фестивале, и вне его рамок, что и понятно: страна отмечала 150-летие со дня рождения композитора, – однако оперы тогда представили не все. В этом смысле «Зарядье» перещеголяла «Новая опера», предложив полную антологию оперного Рахманинова. Впрочем, сделать это было несложно: как известно, роман композитора с жанром не задался, и его оперное наследие составляют три с половиной сочинения (включая первый акт незавершенной «Монны Ванны»), да и те – короткие, не очень сценичные, отчего ставятся нечасто.

Самая внушительная из них – «Франческа да Римини», сценическая история которой также весьма скромна. Сегодня эта опера идет лишь в одном театре мира – на Малой сцене Новосибирского оперного. В Большом последняя постановка – 1998 года (одна из последних работ Бориса Покровского) давно исчезла из репертуара. Даже юбилейный 2023 год не подвиг отечественные театры дать новую жизнь рахманиновскому шедевру, а за рубежом оперу с таким названием и вовсе не знают: в европейских афишах иногда встречается лиш ее «тезка» вериста Риккардо Дзандонаи.

Слово шедевр – не преувеличение. «Франческа» полна достоинств. Замечательное либретто Модеста Чайковского, вдохновенная, поэтичная музыка, в которой неиссякаемый мелодизм ариозо великолепно сопряжен с пластичными речитативами и, самое главное, с выразительностью оркестровой партитуры, почти экспрессионистски плотной, живописующей то ужасы ада, то райское блаженство воспаряющих в своих мечтах любовников.

Оперные театры в прошлом году не отважились на новую постановку «Франчески», зато отважился «Зарядье»: именно им была предложена версия режиссера-цифровизатора Дмитрия Отяковского, о которой писала наша газета. Видимо, остатки этого проекта, чтобы, как говорится, «не пропадать добру», были представлены и на нынешнем фестивале, но уже без сценического решения, в чисто концертном виде. За исключением главной героини, почти все участники исполнения остались прежними: Николай Казанский (Ланчотто), Иван Гынгазов (Паоло), Хор Минина и оркестр Ивана Рудина. В небольших партиях Тени Вергилия и Данта весьма удачно дебютировали молодые певцы Георгий Синаревский и Эрнест Сулейманов: их свежие голоса справились с плотной оркестровой фактурой, прозвучав ясно и выразительно.

Титульную партию спела Альбина Шагимуратова – собственно, она и была главной звездой вечера, о чем уведомляла афиша с ее портретом. Нежный, сильный и выразительный голос идеально подходит для Франчески – гораздо больше, чем драматическое сопрано Светланы Касьян, певшей эту партию год назад: она справлялась с верхними нотами и победно пробивала оркестр, однако в голосе Шагимуратовой заключена такая нега и такое ангельское звучание, что лучшей Франчески трудно сыскать. Небесное парение на предельно верхних нотах в стиле Кабалье – фирменные приемы Шагимуратовой, и тут они уместны как никогда: полное соответствие образу возвышенной, сначала робкой, а потом расцветающей в своей любви героини.

Иван Гынгазов порадовал яркими верхними нотами и в целом превосходной вокальной формой выдающегося тенора. Но, к сожалению, несмотря на то, что солист в прошлом году пел партию наизусть и играл полноценную роль в спектакле, в этот раз он буквально не отрывался от нот, что несколько снизило градус взаимодействия между артистами. Зато превзошел себя Николай Казанский. В прошлом году его голос казался не слишком масштабным и не вполне того качества, что требуется для важнейшей роли Ланчотто, – в этот раз он полностью рассеял всяческие сомнения. Голос звучал ярко, градуированно по нюансам, великолепно по дикции и вообще по подаче слов и смыслов, артист буквально царил на протяжении всего концерта, включая труднейшую заключительную фразу про ад, когда Ланчотто внезапно возникает перед любовниками и застает их врасплох – тут нужны неимоверные ресурсы, чтобы быть услышанным, и у Казанского это тоже получилось.

На высоте вновь оказались хор и оркестр – мощь и красота рахманиновского опуса, его неистовость и одновременно утонченность были переданы коллективами под управлением Ивана Рудина высококлассно; удавался дирижеру и непростой баланс, который нужно выстроить в этом сочинении. «Франческа» прозвучала по-настоящему вдохновенно. 

Фото Лилии Ольховой 

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх