Диалоги поколений, композиторских и исполнительских школ, диалоги публики с мастерами дуэтного искусства, диалоги-контрасты музыкальных жанров — эти принципы последовательно раскрывались на протяжении всего фестиваля. Он начался в Луганской государственной академии культуры и искусств им. М.Л. Матусовского концертом и мастер-классами фортепианного дуэта петербуржцев Надежды Медведевой–Олега Кошелева, продолжился в Северной столице. Сценическими площадками для множества дуэтов стали концертные залы, библиотеки, культурные центры, знаковые места притяжения петербургской интеллигенции. Каждый вечер — новое пространство, новые герои, новая музыка и… инструментарий. Если фортепианным ансамблем за одним и двумя роялями в Петербурге никого не удивить, то фортепианные дуэты, аккомпанирующие певцам, хорам, квартету саксофонов, дудуку и канону, вызывали удивление и восторг.
Мне довелось побывать на гала-концерте «М. И. Глинка и его эпоха» в Санкт-Петербургском Союзе композиторов на Большой Морской, 45. Дубовый зал старинного особняка — помещение с натуральной и благодарной акустикой, здесь любая музыка звучит, как в родном «интерьере». Хор Петербургской консерватории п/у С. Екимова и Женский хор бакалавриата Герценовского университета п/у И. Матюхова придали особенную торжественность вечеру. Когда исполнялись дуэтная музыка Глинки (обе оригинальных «Кавалерийских рыси», а также переложенные для 4 рук «Вальс-фантазия» и «Танец» из «Ивана Сусанина»), я попыталась представить, как к такому пышному параду дуэтов отнесся бы сам Михаил Иванович. Наш классик не просто любил играть в дуэте, для него этот вид музицирования был чем-то вроде тестера на профпригодность. Например, когда Улыбышев представил ему Милия Балакирева, Глинка, послушав сольную игру юного нижегородца, присоединился на басах, показав тем самым свою лояльность гостю. Такое «подыгрывание» стало традицией уже и в собраниях «Могучей кучки». Частыми партнерами Глинки по дуэту были Даргомыжский и Маркевич. Исполняя обычно вторую партию в дуэте, Глинка чувствовал себя в ансамбле свободным человеком. Игра в дуэте доставляла ему необыкновенную радость. Тем не менее к фортепианно-дуэтному музицированию он относился как к исключительно прикладному жанру, уместному на вечеринках, детских елках, в салонах и для домашнего озвучивания симфоний.
В фестивальном гала-концерте выступили 12 дуэтов — от детских до концертирующих. На этот вечер пригласили дуэты из Тихвина (Анастасию Платоненкову и Светлану Пивоварову), Новосибирска (тончайших музыкантов-лириков Эльвиру Полонскую–Анатолия Полонского) и Москвы (экстатичных Алину Шернякову–Екатерину Березань).
Интересен был выбор музыки для концерта. Дуэт профессоров Петербургской консерватории Ольги Ермаковой–Ирины Васильевой украсил программу Сонатой Л.-В. Теппера де Фергюсона (лицейского учителя музыки Пушкина), «Герценовские» профессора Елена Кузнецова и Владимир Гуревич — «Военным галопом» К. Майера (учителя Глинки), а самый титулованный петербургский фортепианный ансамбль «ПетРо Дуэт» Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова показал высочайший класс в виртуозной трехручной Сонате Э.В. Вольфа (немецкого предшественника Глинки).
Татьяна Беззубенкова и Светлана Коннова вышли на сцену Дома композиторов в платьях в стиле глинкинской эпохи и очаровывали слушателей своей изящной игрой, в особенности фортепианной кантиленой, которая была свойственна самому Глинке. Казалось, Глинка словно сочинял специально для них. Гармоничный во всех отношениях ансамбль отметил двадцатилетие совместного музицирования.
Программы большинства концертов фестиваля формировались по принципу «сборников», гала-концертов. Для педагогов и учеников были организованы интерактивные мастер-классы и творческие встречи. Анна Карленко и Ольга Кузниченко (Луганск), участвовавшие в концерте-закрытии в Малом зале им. Глинки Петербургской филармонии наряду с такими мэтрами, как Ирина Силиванова–Максим Пурыжинский и Надежда Реженинова–Олег Вайнштейн, увезли с собой незабываемые впечатления.
«Диалоги невских берегов» — единственный в стране ежегодный фестиваль фортепианных дуэтов. Один из первых дуэтных проводился в Ленинграде на заре зарождения фортепианно-ансамблевого движения. Сегодня это нужное и благородное дело продолжает художественный руководитель фестиваля, доцент РГПУ им. А.И. Герцена Надежда Медведева, концертирующая в различных дуэтных составах.
Поделиться: