…Одно из моих любимых высказываний о музыке принадлежит Артуру Шнабелю. Он говорил: «Самое главное - это любовь, любовь к музыке. Потому что любовь всегда дает некоторые знания, но я никогда не слышал, чтобы знания порождали что-либо подобное любви». Так вот: если дети увлекаются, если им интересно, то это и есть практически самое главное в нашей работе. Существует еще одно замечательное высказывание: всякий, кто близок к музыкальному искусству, должен был однажды пережить роман с музыкой. Организовать этот «роман» – наша первейшая задача. Но, как ни странно, мы к этому еще не слишком готовы.
Советская педагогика – и музыкальная, и общая – достаточно авторитарна и даже жестка. Она всячески избегала того, что определяется моим любимым словом «фан», то есть радости, удовольствия, развлечения. Учитель строгий, но справедливый, он предъявляет требования, и ученики должны эти требования выполнять. Вспоминаю рассказ одного нашего педагога, который в 1990-х годах начал работать в Греции. Он написал своему ученику в тетрадь задание, как мы это обычно делаем: ты должен к следующему уроку выучить такие-то гаммы и так далее. Ученик побрел домой, а вечером его разъяренный папаша позвонил учителю: «Дорогой маэстро, мой сын вам ничего не должен!..» Это – иная установка: никто ничего никому не должен. Все должны хотеть, стремиться, испытывать интерес. Казалось бы, кто с этим спорит? Однако с этим спорит вся привычная нам система. В том, что многие наши дети, закончившие «музыкалку», никогда не подходят к инструменту и ненавидят музыку, наша вина. Поэтому попробуем создать «фан» – любовь к музыке, предрасположенность к ней.
Первая заповедь проста – увлекайся. Увлечение передается. Без него ничего у нас не получится.
Следующая – надо удивляться и удивлять. Должно быть что-то, что застрянет в голове, какая-то деталь, что угодно, что вызовет интерес: «Ах, неужели это так?» Это всегда оживляет и дает вам возможность запомнить материал.
Третье: умение переключаться. Это простой, но тоже эмоциональный принцип. На уроке нужно постоянно менять род деятельности: то дирижируем, то танцуем, то прыгаем… – это очень важно.
Четвертое. Человек лучше всего запоминает истории – все, что начинается со слова «однажды…». Я услышала от коллеги историю, которую хочу пересказать. Все знают песню «Вернись в Сорренто», и все думают, что она о любви. Но песня адресована вовсе не некоей прекрасной возлюбленной, а премьер-министру Италии, который должен был вернуться в заштатный городишко Сорренто и построить там, наконец, почтовое отделение. Композитор Куртис сочинил эту песню к отъезду премьер-министра из Сорренто. Тот был так растроган, что впоследствии построил там не только почту, но и стадион! Такие истории незабываемы – и вы сами, и ваши ученики никогда их не забудете. Так что рассказывайте истории, превращайте урок в шоу, театр, комедию, трагедию – это очень важно.
Принцип интеллектуальный: зри в корень. Вы говорите о музыке, а из чего она состоит? Каковы ее составные части, элементы? Поймав один элемент, надо по кирпичикам собирать целое, которое образует систему, – собираем систему. Если принципы собирания найдены правильно, то – как в работе с конструктором, где все показано, – у детей все легко получится.
Кричи «Эврика!», совершай открытия, устанавливай законы. У ребят должно быть чувство открытия, но прежде оно должно быть у вас. Когда вы находите некую систему, закономерность, всё, кричим «Эврика!», и дети кричат вместе с вами. Это всегда захватывает.
Далее: доверяй инстинктам, не злоупотребляй абстракциями. Не надо сложных объяснений. В связи с этим напомню о педагоге-новаторе Викторе Шаталове. Помните? Все замучились с геометрией – угол А, В, С, угол Е, F, G, или какой это будет?.. Шаталов их заштриховал и говорит так: «Красный, синий, красный, синий». На уровне навыка, легко впитанного, легко усвоенного, обучение происходит естественным образом.
Девятый принцип – поспешай медленно. Никто никого не должен «толкать в спину» – как можете, так и учитесь: спокойно, медленно, радостно, никуда не надо бежать. Когда первоначальные навыки усвоены – дальше вы пойдете быстрее. Особенно вначале торопить ни в коем случае нельзя, а мы иногда торопим.
Последняя мысль очень простая: познай себя. Поймите, в чем ваша сильная сторона, что вам дается легче всего. Или у вас есть научная склонность и вы легко схватываете закономерности, или у вас богатая интуиция и вы чувствуете, как работать с материалом, или вы умеете интересно рассказывать истории, или владеете чем-то еще. Но вы должны понять и другое – чего вам лучше избегать. Каждый учитель, познавая себя, познает и свою профессию, и своих учеников.
______________
*Публикуется в сокращении
Поделиться: